Философия как удивление для современных студентов: мировоззренческий и дидактический аспекты

Авторы

  • Гусев Дмитрий Алексеевич, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии Московского педагогического государственного университета Московский педагогический государственный университет, 119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 88, ком. 810 Автор https://orcid.org/0000-0002-7078-4010

DOI:

https://doi.org/10.51216/

Ключевые слова:

преподавание философии, секулярная эпоха, постсекуляризм, материализм, атеизм, теизм, креационизм, физические вопросы, метафизические вопросы, естественная теология

Аннотация

Актуальность темы определяется педагогическими возможностями вузовского курса философии, которые обычно почти не используются в преподавательской практике, что приводит к восприятию учащимися философии как скучной и безжизненной премудрости, хотя сам материал философии и его дидактическое исполнение являются уникальным средством реализации образовательных, развивающих и особенно воспитательных целей обучения, позволяют значительно повысить уровень познавательного интереса студентов и создать дополнительную мотивацию. Кроме того, для светских учебных заведений философия может служить средством духовного просвещения и преодоления религиозной безграмотности, доставшейся нам в наследство от секулярной эпохи, а для духовных учебных заведений она может выступать в удачном образовательном тандеме с дисциплинами богословского направления. При должном идейном и дидактическом построении и оформлении курса философия вполне может быть средством мировоззренческого укрепления православного человека, сомнения в правоте атеиста и направления для колеблющегося. Однако реализация такого потенциала философии возможна только при соответствующем уровне педагогического мастерства преподавателя, который ставит своей целью не передачу учащимся некоей оторванной от жизни суммы малопонятной информации, а, наоборот, демонстрацию того, что философия не против них, а за них, о них и для них. В статье продемонстрированы мировоззренческие и дидактические возможности философии на примере известного древнего, но неустаревающего утверждения о том, что философия начинается с удивления человека окружающему миру и его собственной жизни.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Библиографические ссылки

1. Гусев, Д. А. Почему школьники и студенты не хотят учиться? Или «Цепная реакция схоластики» / Д.А. Гусев // Развитие современного общества: вызовы и возможности : материалы XVII Международной научной конференции. В 4 ч. – Москва : Московский университет им. С.Ю. Витте, 2021. –Ч. 1. – ISBN 978-5-9580-0552-9. –С. 312–323.

2. Гусев, Д. А. Секулярная псевдокритика религиозного мировоззрения как фактор экзистенциальной и социальной неустойчивости. Часть 1. EDN: SMNNBB / Гусев Дмитрий Алексеевич // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. – 2024. – № 1 (26). – С. 14–38.

3. Гусев, Д. А. Секулярная псевдокритика религиозного мировоззрения как фактор экзистенциальной и социальной неустойчивости. Часть 2. EDN: GNIZAO / Гусев Дмитрий Алексеевич // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. – 2024. – № 2 (27). – С. 14–37.

4. Гусев, Д. А. Гармония научного и религиозного просвещения как условие устойчивости современного российского общества (историко-философский и общетеоретический аспекты) / Гусев Дмитрий Алексеевич, Минайченкова Екатерина Игоревна, Пустовойтов Юрий Леонидович.– DOI 10.21777/2500-2112-2022-4-72-79 // Образовательные ресурсы и технологии. – 2022. –№ 4 (41). – С. 72–79.

5. Хачатрян, А. А. Удивление – источник появления философии / А. А. Хачатрян. – DOI 10.34755/IROK.2024.56.60.050 // Современные тенденции развития науки и мирового сообщества в эпоху цифровизации : сборник трудов конференции, г. Москва, 15 февр. 2024 г. – Москва : АНО ДПО ЦРОН, 2024. – ISBN 978-5-907769-55-7. – С. 320–326.

6. Губин, В. Д. Основы философии : учебное пособие. – Москва : Тон-Остожье, 1999. – 384 с. – ISBN 5-86095123-Х.

7. Мальцева, С. М. Удивление как познавательный стимул в процессе изучения философских дисциплин / С. М. Мальцева, Д. А. Строганов, Е. М. Муравлева // Современные исследования социальных проблем. – 2020. – Т. 12. – № 2–2. – С. 85–90.

8. Горелов, А.А. Преподавание философии в гуманитарных вузах как фактор развития личности молодого человека / А. А. Горелов, А. Т. Горелова // Философское образование. – 2008. – № 18. – С. 42–48.

9. Меликов, И. М. Преподавание философии: опыт осмысления / И. М. Меликов // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2007. – № 3 (55). – С. 4–11.

10. Кондратьева, С. Б. Преподавание философии в вузе: проблемы, прогнозы, перспективы / С. Б. Кондратьева // Знание. Понимание. Умение. – 2018. – № 4. – С. 122–131.

11. Беляев, А. В. Преподавание философии в вузе: почему количество не переходит в качество / А. В. Беляев // Человек. Социум. Общество. – 2020. – № 2. – С. 18–23.

REFERENCES

1. Gusev D. A. Pochemu shkol’niki i studenty ne khotyat uchit’sya? Ili “Tsepnaya reaktsiya skholastiki” [Why don’t schoolchildren and students

want to study? Or “Chain reaction of scholasticism”]. Materialy XVII Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii “Razvitie sovremennogo obshchestva: vyzovy i vozmozhnosti” [Proceedings of the 17th International Scientific Conference “Development of Modern Society: Challenges and Opportunities”]. Moscow, S. Yu. Witte Moscow University Publ., 2021, part 1, pp. 312–323. (In Russian).

2. Gusev D. A. Sekulyarnaya psevdokritika religioznogo mirovozzreniya kak faktor ekzistentsional’noi i sotsial’noi neustoichivosti. Chast’ 1. [Secular pseudo-­criticism of religious worldview as a factor of existential and social instability. Part 1]. EDN: SMNNBB Bogoslovskii sbornik Tambovskoi dukhovnoi seminarii [Theological Collection of Tambov Theological Seminary]. 2024, no. 1 (26), pp. 14–38. (In Russian).

3. Gusev D. A. Sekulyarnaya psevdokritika religioznogo mirovozzreniya kak faktor ekzistentsional’noi i sotsial’noi neustoichivosti. Chast’ 2. [Secular pseudo-­criticism of religious worldview as a factor of existential and social instability. Part 2]. EDN: GNIZAO Bogoslovskii sbornik Tambovskoi dukhovnoi seminarii [Theological Collection of Tambov Theological Seminary]. 2024, no. 2 (27), pp. 14–37. (In Russian).

4. Gusev D. A. Garmoniya nauchnogo i religioznogo prosveshcheniya kak uslovie ustoichivosti sovremennogo rossiiskogo obshchestva (istoriko-filosofskii i obshcheteoreticheskii aspekty [Harmony of scientific and religious education as a condition for the stability of modern Russian society (historical, philosophical and general theoretical aspects)]. DOI 10.21777/2500-21122022-4-72-79 Obrazovatel’nye resursy i tekhnologii [Educational Resources and Technologies]. 2022, no. 4 (41), pp. 72–79. (In Russian).

5. Khachatryan A. A. Udivlenie – istochnik poyavleniya filosofii [Surprise is the source of the emergence of philosophy]. DOI 10.34755/IROK.2024.56.60.050 Sbornik trudov konferentsii “Sovremennye tendentsii razvitiya nauki i mirovogo soobshchestva v epokhu tsifrovizatsii” [Proceedings of the Conference “Modern Trends in the Development of Science and the World Community in the Era of Digitalization”]. Moscow, ANO DPO TsRON Publ., 2024, pp. 320–326. (In Russian).

6. Gubin V. D. Osnovy filosofii [Fundamentals of Philosophy]. Moscow, Ton-­Ostozhye Publ., 1999, 384 p. (In Russian).

7. Maltseva S. M. Udivlenie kak poznavatel’nyi stimul v protsesse izucheniya filosofskikh distsiplin [Surprise as a cognitive stimulus in the process of studying philosophical disciplines]. Sovremennye issledovaniya sotsial’nykh problem [Modern Studies of Social Problems]. 2020, vol. 12, no. 2–2, pp. 85–90. (In Russian).

8. Gorelov A. A. Prepodavanie filosofii v gumanitarnykh vuzakh kak faktor razvitiya lichnosti molodogo cheloveka [Teaching philosophy in humanitarian universities as a factor in personality development of young people]. Filosofskoe obrazovanie [Philosophical Education]. 2008, no. 18, pp. 42–48. (In Russian).

9. Melikov I. M. Prepodavanie filosofii: opyt osmysleniya [Teaching philosophy: experience of comprehension]. Uchenye zapiski Rossiiskogo gosudarstvenogo gumanitarnogo universiteta [Proceedings of the Russian State Social University]. 2007, no. 3 (55), pp. 4–11. (In Russian).

10. Kondratieva S. B. Prepodavanie filosofii v vuze: problemy, prognozy, perspektivy [Teaching philosophy at university: problems, forecasts, prospects]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill]. 2018, no. 4, pp. 122–131. (In Russian).

11. Belyaev A. V. Prepodavanie filosofii v vuze: pochemu kolichestvo ne perekhodit v kachestvo [Teaching philosophy at university: why quantity does not turn into quality]. Chelovek. Sotsium. Obshchestvo [Man. Social Medium. Society]. 2020, no. 2, pp. 18–23. (In Russian).

Загрузки

Опубликован

2024-09-25

Выпуск

Раздел

Теология и религиозная философия

Категории

Как цитировать

Философия как удивление для современных студентов: мировоззренческий и дидактический аспекты. (2024). Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии, 3 (28), 14-36. https://doi.org/10.51216/

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)