Миниатюры Мариинского Евангелия в контексте византийской книжной традиции
DOI:
https://doi.org/10.51216/Ключевые слова:
Мариинское Евангелие, глаголица, византийская миниатюра, золотое сечение, композицияАннотация
Мариинское Евангелие XI в. – древнейшее славянское глаголическое Евангелие, содержащее миниатюры с изображением евангелистов. Его привез в Россию из Афонского монастыря профессор Казанского университета и Казанской духовной академии В. И.Григорович в 1840-х гг. Ценность Мариинского Евангелия для историков Церкви, языковедов и филологов многократно подчеркнута. Его миниатюры изучены крайне недостаточно. Лишь немногие исследователи упоминают миниатюры, при этом называя их «неискусными» или выполненными «достаточно грубо» (Е.Л. Немировский). Их своеобразие требует осмысления и сравнения памятника славянского происхождения с византийским художественным наследием. Помимо художественной проблематики, рассматривается особый подход создателя миниатюр к построению композиции. Миниатюры Мариинского Евангелия продолжают византийскую традицию создания миниатюр с евангелистами, украшенных изображением арки. Арка как в античном, так и византийском искусстве служила не только украшением и символическим обозначением выделенного, сакрального пространства, но и геометрическим ориентиром, доказательством присутствия неких математических построений, заложенных в основу композиции. Символика и архитектоника миниатюр, содержащих арочные мотивы, в византийских иллюминированных евангелиях позволяет предположить, что их композиция основывается на строгом применении математических методов (спираль золотого сечения и другие). В результате проведенного исследования показана преемственность некоторых художественных приемов, которые христианское искусство перенимает от Античности, но переосмысляет и делает свидетельством христианской догматики.
Скачивания
Библиографические ссылки
1. Немировский, Е. Л. К истории открытия и первичного изучения глаголического Мариинского четвероевангелия / Е. Л. Немировский // Slovo : časopis Staroslavenskoga instituta u Zagrebu. – Zagreb, 1999. – Br. 47/49. – S. 33–56.
2. Знаменский, Н. История Казанской духовной академии в первый дореформенный период ее существования (1842–1870) / Н. Знаменский. – Казань : Типография Императорского университета, 1891. – 381 с.
3. Ягич, И. В. Мариинское Четвероевангелие : памятник глаголической письменности с примечаниями и приложениями / И.В.Ягич.–Санкт-Петербург : Отделение русского языка и словесности Академии наук, 1883. – 607 с.
4. Будилович, А. Мариинское Евангелие с примечаниями и приложениями / А. Будилович // Журнал Министерства народного просвещения. – 1884. – Март. – С. 152–169.
5. Бузук, П.А. Замечания о Мариинском Евангелии : (продолжение) / П. Бузук // Известия Отделения русского языка и словесности Российской академии наук 1924 года. – Ленинград, 1925. – Т. 29. – С. 307–368.
6. Немировский, Е. Л. История славянского кирилловского книгопечатания XV – начало XVII века. В 3 кн. Кн. 2, ч. 1 / Е. Л. Немировский. – Москва : Наука, 2005. – 475 с. – ISBN 5-02-010213-Х.
7. Стасов, В. Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени / собрал и исследовал Владимир Стасов. – Репр. воспр. изд. 1887 г. – Москва : Белый город, 2018. – 162 с. – ISBN 978-5-77-934994-9.
8. Curta, F. Southeastern Europe in the Middle Ages, 500–1250 / Florin Curta. – Cambridge University Press, 2006. – 528 р. – (Cambridge Medieval Textbooks). – ISBN 9780511815638.
9. Райс, Д. Т. Искусство Византии / Дэвид Тальбот Райс. – Москва : Слово, 2002. – 256 с. – ISBN 5-85050-594-6.
10. Немировский, Е. Л. История славянского кирилловского книгопечатания XV – начала XVII века. В 3 кн. Кн. 3. Начало книгопечатания в Валахии / Е. Л. Немировский. – Москва : Наука, 2008. – 716 c. – ISBN 978-5-02-033900-2.
11. Попова, О. С. Образы и стиль византийского искусства второй половины X–XI в. на миниатюрах греческих рукописей / О. С. Попова // Византийская миниатюра второй половины X – начала XII в. / О. С. Попова, А. В. Захарова, И. А. Орецкая. – Москва : Гамма-пресс, 2012. – ISBN 9785-9612-0032-4. – С. 8–111.
12. Джурич, В. Византийские фрески : средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония / Воислав Джурич ; пер. с серб. – Москва : Индрик, 2000. – 592 с. – ISBN 5-85759-125-2.
13. Суслова, Р. А. Изображение арки в ранневизантийских иллюминированных Евангелиях: символика, геометрия, генезис / Р. А. Суслова. – DOI: 10.30853/mns210307 // Манускрипт. – 2021. – Т. 14, № 8. – С. 1745–1756.
REFERENCES
1. Nemirovsky E. L. K istorii otkrytiya i pervichnogo izucheniya glagolocheskogo Mariinskogo chetveroevangeliya [On the history of the discovery and primary study of the Glagolitic Mariinsky Four Gospels]. Slovo: časopis Staroslavenskoga instituta u Zagrebu. Zagreb, 1999, no. 47/49, pp. 33–56. (In Russian).
2. Znamensky N. Istoriya Kazanskoi dukhovnoi akademii v pervyi doreformennyi period ee sushchestvovaniya (1842-1870) [History of Kazan Theological Academy in the first pre-reform period of its existence (1842–1870)]. Kazan, Imperial University Publ., 1891, 381 p. (In Russian).
3. Yagich I. V. Mariinskoe Chetveroevangelie: pamyatnik glagolicheskoi pis’mennosti s primechaniyami i prilozheniyami [Mariinsky Four Gospels: a monument of Glagolitic writing with notes and appendices]. St.Petersburg, Department of Russian Language and Literature of the Academy of Sciences Publ., 1883, 607 p. (In Russian).
4. Budilovich A.Mariinskoe Evangelie s primechaniyami i prilozheniyami [Mariinsky Gospel with notes and appendices]. Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniya [Journal of the Ministry of Public Education]. 1884, March, pp. 152–169. (In Russian).
5. Buzuk P. A. Zamechaniya o Mariinskom Evangelii [Notes on the Mariinsky Gospel]. Izvestiya Otdeleniya russkogo yazyka i slovesnosti Rossiiskoi akademii nauk [News of the Department of Russian Language and Literature of the Russian Academy of Sciences], 1924, Leningrad, 1925, vol. 29, pp. 307–368. (In Russian).
6. NemirovskyE.L. Istoriya slavyanskogo kirillovskogo knigopechataniya XV–nachala XVII veka [History of Slavic Cyril printing of the 15th - early 17th centuries]. Moscow, Nauka Publ., 2005, book 2, part 1, 475 p. (In Russian).
7. Stasov V. Slavyanskii i vostochnyi ornament po rukopisyam drevnego i novogo vremeni [Slavic and eastern ornament based on manuscripts of ancient and modern times]. Moscow, White City Publ., 2018, 162 p. (In Russian).
8. Curta F.Southeastern Europe in the Middle Ages, 500–1250. Cambridge University Press Publ., 2006, 528 p. (In English).
9. Rice D. T. Iskusstvo Vizantii [The Art of Byzantium]. Moscow, Slovo Publ., 2002, 256 p. (In Russian).
10. NemirovskyE.L. Istoriya slavyanskogo kirillovskogo knigopechataniya XV – nachala XVII veka [History of Slavic Cyril printing of the 15th – early 17th centuries]. Moscow, Nauka Publ., 2008, book 3, The beginning of book printing in Wallachia, 716 p. (In Russian).
11. Popova O. S. Obrazy i stil’ vizantiiskogo iskusstva vtoroi poloviny X-XI v. na miniatyurakh grecheskikh rukopisei [Images and style of Byzantine art of the second half of the 10th–11th centuries on miniatures of Greek manuscripts]. Vizantiiskaya miniatyura vtoroi poloviny X – nachala XII v. [Byzantine miniature of the second half of the 10th – early 12th centuries]. Moscow, Gamma Press Publ., 2012, pp. 8–111. (In Russian).
12. Djuric V. Vizantiiskie freski: srednevekovaya Serbiya, Dalmatsiya, slavyanskaya Makedoniya [Byzantine frescoes: medieval Serbia, Dalmatia, Slavic Macedonia]. Moscow, Indrik Publ., 2000, 592 p. (In Russian).
13. Suslova R. A. Izobrazhenie arki v rannevizantiiskikh illyuminirovannykh Evangeliyakh: simvolika, geometriya, genesis [Image of the arch in the early Byzantine illuminated Gospels: symbolism, geometry, genesis]. DOI: 10.30853/mns210307 Manuskript [Manuscript]. 2021, vol. 14, no. 8, pp. 1745–1756. (In Russian).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.