Историческое сознание в фокусе общественной полемики

Авторы

  • Гаврилов Олег Федорович, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и общественных наук Кемеровского государственного университета Кемеровский государственный университет, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, д. 6. Автор

DOI:

https://doi.org/10.51216/

Ключевые слова:

историческое сознание, государственная идеология, мифологизация истории, исторический сакралитет.

Аннотация

Исследование посвящено сравнительному анализу трех подходов к содержанию исторического сознания, которые сформировались в обществе и конкурируют друг с другом в своем стремлении к доминированию. Сторонники исторического нигилизма исходят из соображения, что чрезмерное погружение в историю препятствует обращению к насущным проблемам, мешает становлению нового. Представители исторического сциентизма выступают за деидеологизацию исторического знания, за его вариативность и открытость к критическому подходу. Исторический сакралитет проявляется в том, что отдельные символы прошлого наделяются священным статусом, что служит способом консолидации народа и мобилизации его сил. Эти три позиции находят своих сторонников во всех слоях общества, в том числе и среди представителей власти. В исследовании делается вывод, согласно которому в современных условиях именно исторический сакралитет должен стать идеологическим ядром государственного проекта, формирующего адекватное отношение граждан к сохранению исторической памяти. Вместе с тем автор предупреждает, что использование сакральных символов нашей истории в образовательном процессе, деятельности СМИ и художественном творчестве должно исключать формализм и вульгарность.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Библиографические ссылки

1. Ключевский, В. О. Сочинения. В 9 т. Т. 9. Материалы разных лет / В. О. Ключевский ; под ред. В. Л. Янина. – Москва : Мысль, 1990. – 525 с. – Текст : непосредственный.

2. Маркс, К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта / К. Маркс. – Текст : непосредственный // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – Москва : Политиздат, 1957. – Т. 8. – С. 115–217.

3. Ницше, Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Сумерки кумиров, или Как философствовать молотом. О философах. Об истине и лжи во вненравственном смысле : пер. с нем. / Ф. Ницше. – Минск : Харвест, 2003. – 384 с. – ISBN 985-13-1221-5. – Текст : непосредственный.

4. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре : быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) / Ю. М. Лотман. – 2-е изд., доп. – Санкт-Петербург : Искусство-СПб, 1999. – 415 с. – ISBN S-210-01468-1. – Текст : непосредственный.

5. Аристова, Е. В. Реформы образования в Великобритании / Е. В. Аристова. – Текст : электронный // Экономический анализ : теория и практика. ‒ 2011. ‒ № 38 (245). ‒ С. 63–67. ‒ URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16996724 (дата обращения: 20.05.2022).

6. Барабанов, В. В. История как учебный предмет в современной социокультурной ситуации России / В. В. Барабанов. – Текст : непосредственный // Вестник Герценовского университета. ‒ 2010. – № 1 (75). ‒ С. 64–70.

7. Битюков, К. О. Историческое образование в школах Европы / К. О. Битюков, М. С. Ерохина. – Текст : электронный // Метаморфозы истории. ‒ 2002. ‒ № 2. ‒ С. 293–304. ‒ URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19120654 (дата обращения: 20.05.2022).

8. Браницкий, В. В. Историческое сознание современной студенческой молодежи: социологический аспект / В. В. Браницкий. – Текст : непосредственный // Среднерусский вестник общественных наук. ‒ 2017. ‒ Т. 12. – № 5. ‒ С. 263–269.

9. Беклямишев, В. О. «Назад в будущее»: образы модернизационных реформ в коллективной памяти россиян / В. О. Беклямишев. – Текст : непосредственный // Управленческое консультирование. ‒ 2017. ‒ № 2. ‒ С. 95–102.

10. Конорев, С. В. Исторический миф в современном российском обществе: происхождение и социокультурная роль / С. В. Конорев. – Текст : непосредственный // Кризисы переломных эпох в исторической памяти / под. ред. Л. П. Репиной. – Москва : ИВИ РАН, 2012. – ISBN 978-5-94067-365-1. – С. 325–333.

11. Фиц, М. Обучение истории в современной Польше / М. Фиц. – Текст : электронный // Проблемы современного образования. – 2014. – № 1. – С. 86–96. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21315831& (дата обращения: 20.05.2022).

12. Давидсон, А. Б. История – поле битв. И примирений / А. Б. Давидсон. – Текст : непосредственный // Новая и новейшая история. – 2015. – № 2. – С. 44–54.

REFERENCES

1. Klyuchevsky V.O. Sochineniya [Writings]. Moscow, Mysl’ Publ., 1990, vol. 9, 525 p. (In Russian).

2. Marx K. Vosemnadtsatoe bryumera Lui Bonaparta [The eighteenth brumaire of Louis Bonaparte]. Marx K., Engels F. Writings. Moscow, Politizdat Publ., 1957, vol. 8, pp. 115–217. (In Russian).

3. Nietzsche F. O pol’ze i vrede istorii dlya zhizni. Sumerki kumirov, ili kak filosofstvovat’ molotom. O filosofakh. Ob istine i lzhi vo vnenravstvennom smysle [On the benefits and harms of history for life. Twilight of idols, or How to philosophize with a hammer. About

philosophers. On Truth and Lies in an Extramoral Sense]. Minsk, Harvest Publ., 2003, 384 p. (In Russian).

4. Lotman Yu.M. Besedy o russkoi kul’ture: byt i traditsii russkogo dvoryanstva (XVIII – nachalo XIX veka [Talks about Russian culture: life and traditions of the Russian nobility (18th – early 19th centuries)]. St. Petersburg, Art-SPb Publ., 1999, 415 p. (In Russian).

5. Aristova E.V. Reformy obrazovaniya v Velikobritanii [Education reforms in the UK]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika [Economic Analysis: Theory and Practice]. 2011, no. 38 (245), pp. 63–67. (In Russian). Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16996724 (accessed: 20.05.2022).

6. Barabanov V.V. Istoriya kak uchebnyi predmet v sovremennoi sotsiokul’turnoi situatsii Rossii [History as a subject in the modern socio-cultural situation in Russia]. Vestnik Gertsenovskogo universiteta [Bulletin of Herzen University], 2010, no. 1 (75), pp. 64–70. (In Russian).

7. Bityukov K.O. Istoricheskoe obrazovanie v shkolakh Evropy [Historical education in European schools]. Metamorfozy istorii [Metamorphoses of history], 2002, no. 2, pp. 293–304. (In Russian). Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19120654 (accessed: 20.05.2022).

8. Branitsky V.V. Istoricheskoe soznanie sovremennoi studencheskoi molodezhi: sotsiologicheskii aspect [Historical consciousness of modern student youth: a sociological aspect]. Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Bulletin of Social Sciences], 2017, vol. 12, no. 5, pp. 263–269. (In Russian).

9. Beklyamishev V.O. “Nazad v budushchee”: obrazy modernizatsionnykh reform v kollektivnoi pamyati rossiyan [“Back to the Future”: Images of Modernization Reforms in the Collective Memory of Russians]. Upravlencheskoe konsul’tirovanie [Management Consulting], 2017, no. 2, pp. 95–102. (In Russian).

10. Konorev S.V. Istoricheskii mif v sovremennom rossiiskom obshchestve: proiskhozhdenie i sotsiokul’turnaya rol’ [Historical myth in modern Russian society: origin and socio-cultural role]. Krizisy perelomnykh epoch v istoricheskoi pamyati [Crises of Critical Epochs in Historical Memory]. Moscow, IVI RAN Publ., 2012, pp. 325–333. (In Russian).

11. Fitz M. Obuchenie istorii v sovremennoi Pol’she [Teaching history in modern Poland]. Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of Modern Education], 2014, no. 1, pp. 86–96. (In Russian). Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21315831& (accessed: 20.05.2022).

12. Davidson A.B. Istoriya – pole bitv. I primerenii [History is a battlefield. And reconciliations]. Novaya i noveishaya istoriya [Modern and Recent History], 2015, no. 2, pp. 44–54. (In Russian).

Загрузки

Опубликован

2024-11-13

Выпуск

Раздел

Теология и религиозная философия

Категории

Как цитировать

Историческое сознание в фокусе общественной полемики. (2024). Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии, 3 (20), 35-45. https://doi.org/10.51216/