Из истории тамбовских монастырей XVI — XVII веков

Авторы

  • Левин Олег Юрьевич, преподаватель Тамбовской духовной семинарии Тамбовская духовная семинария, 392000, Россия, г. Тамбов, ул. М. Горького, д. 3. Автор

Ключевые слова:

Тамбовские монастыри XVI — XVII веков, монахи, Чернеевская Никольская пустынь, Пурдышевская Рождества Богородицы мужская пустынь, Сергиевская Проломская пустынь, Старокадомский Троицкий монастырь, Вышенская Успенская пустынь, Саровская Успенская мужская пустынь, Санаксарский мужской монастырь, Мамонтова пустынь, Троицкий Цнинский монастырь, святитель Питирим Тамбовский.

Аннотация

Первое письменное упоминание о тамбовском монастыре относится к 1573 году, когда на берегу реки Цны недалеко от с. Ст. Чернеево Шацкого уезда (ныне это Рязанская область) черным попом Матфеем была построена новая Никольская церковь на месте старой, ветхой, которая долгое время стояла без службы на Мамышевой поляне. К 1583 году здесь кроме церкви существовали кельи на пять монахов, а вся территория пустыни была огорожена забором. Так появилась Чернеевская Никольская пустынь. Можно назвать это первым очагом монашеского делания на Тамбовщине. К концу XVI века относится основание и Пурдышевской Рождества Богородицы мужской пустыни, которая находилась в Темниковском уезде недалеко от мордовской деревни Малые Пурдышки. Первое упоминание о ней относится к 1596 году, и тогда пустынь владела вотчиной и бортями. Основателем источники указывают старца Иринарха. Вот, пожалуй, и все монастыри XVI века, о которых нам что-либо известно. Как видим, они были расположены на севере в тех местах, которые активно осваивались тогда русскими людьми. Цари поощряли их появление здесь и старались защитить от враждебных действий окружающих инородцев. В XVII веке на севере епархии было основано еще несколько монастырей и появились первые женские монастыри. В небольшом городке Елатьме было целых три монастыря: два девичьих - Спасский и Успенский, и мужской - Преображенский. В это же время основываются Сергиевская Проломская пустынь в Шацком уезде, Старокадомский Троицкий монастырь (первое упоминание 1652 г.), Вышенская Успенская пустынь (1620), в конце века - Саровская Успенская мужская пустынь и Санаксарский мужской монастырь и др. Автор приходит к выводу, что в XVI-XVII веках в Тамбовских пределах монастыри участвовали в колонизации новых земель. Не менее важная миссия, лежавшая на монашествующих того времени, заключалась в том, что они выступали христианскими просветителями этого дикого края, а сами монастыри становились духовными центрами обширных районов.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Библиографические ссылки

1. ИТУАК. Тамбов, 1887. Вып. 3. С. 21.

2. ИТУАК. Тамбов, 1890. Вып. 28. С. 115, 118.

3. Есть основание предполагать, что до основания крепости на месте Козлова находилось крупное поселение, во всяком случае, название «Козлов» скорее всего производное от глагола «козловать», т. е. временное поселение или иноземческое кочевье. Да и происхождение слова «казак» - от «козаковать».

4. ТЕВ. 1915. № 29. С. 746.

5. Мамонтова пустынь: док., собран. П.И. Пискаревым. Тамбов, 1887. С. 5.

REFERENCES

1. ITUAK. Tambov, 1887. Vyp. 3. S. 21.

2. ITUAK. Tambov, 1890. Vyp. 28. S. 115, 118.

3. Est' osnovanie predpolagat', chto do osnovaniya kreposti na meste Kozlova nahodilos' krupnoe poselenie, vo vsyakom sluchae, nazvanie «Kozlov» skoree vsego proizvodnoe ot glagola «kozlovat'», t. e. vremennoe poselenie ili inozemcheskoe kochev'e. Da i proiskhozhdenie slova «kazak» - ot «kozakovat'».

4. TEV. 1915. № 29. S. 746.

5. Mamontova pustyn': dok., sobran. P.I. Piskarevym. Tambov, 1887. S. 5.

Загрузки

Опубликован

2025-01-14

Как цитировать

Из истории тамбовских монастырей XVI — XVII веков. (2025). Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии, 2, 143-153. https://ojs.tamds.ru/1/article/view/466

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>