Изучение Священной истории Ветхого и Нового Заветов в рамках предмета «Закон Божий» в церковно-приходских школах в конце XIX – начале XX в. (по материалам отчетов Тамбовского епархиального училищного совета)
Ключевые слова:
церковно-приходские школы, Закон Божий, Священная история Ветхого и Нового Заветов, методические рекомендации, Тамбовский епархиальный училищный совет;, законоучительАннотация
В данной работе проанализирована практика изучения Священной истории Ветхого и Нового Заветов как составной части предмета «Закон Божий» в последней четверти XIX – начале XX в. В указанный период частью обязательной программы церковно-приходских школ, а также иных начальных и средних учебных заведений России стал Закон Божий. Священная история входила в состав образовательного курса наряду с основами христианского вероучения и богослужения. Сложность в преподавании данного предмета заключалась не только в объеме изучаемого материала, но и в его распределении на 2–3-летний срок обучения. Положительной тенденцией в исследуемый период стало появление большого количества учебных и методических пособий различных авторов. Актуальность исследования заключается в наличии параллелей с современной практикой преподавания Священной истории в православных гимназиях и воскресных школах, когда основная задача обучения усматривается не только в знакомстве с рядом событий и выдающихся личностей в истории Ветхого и Нового Заветов, но и, прежде всего, духовно-нравственном развитии учащихся, реализации ими полученных знаний в христианской жизни. Эмпирической базой исследования послужили отчеты Тамбовского епархиального училищного совета, публиковавшиеся в церковных периодических изданиях. В заключении статьи подчеркивается значимый вклад как преподавателей из духовенства, так и светских педагогов Тамбовской епархии в просветительское служение Церкви в изучаемый период.
Скачивания
Библиографические ссылки
1. Усачева, А. В. Дореволюционный опыт преподавания «Закона Божия»: Аполлоний Михайлович Темномеров / А. В. Усачева // Методическое наследие законоучителей российской школы второй половины XIX – начала XX в.: коллективная монография. – Москва : Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2019. – ISBN 978-5-7429-1177-7. – С. 169–183. – URL: https://pstgu.ru/upload/medialibrary/2ec/ 2ec67e3ed6f648589844f4ab1204d15e.pdf (дата обращения: 05.05.2023).
2. Симора В., свящ. Духовно-нравственное воспитание учеников в церковно-приходской школе Российской империи на рубеже XIX и XX столетий / священник Виталий Симора // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2012. –№ 25. – С. 118–127.
3. Агафодор (Преображенский), архиеп. Наставление в Законе Божием для начальных училищ разных наименований и ведомств / архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский Агафодор (Преображенский). – Ставрополь : Типо-литография Т. Тимофеева, 1914. – 128 с.
4. Становская Т.А. Педагогическое наследие законоучителей российской школы конца XIX – начала XX века / Т. А. Становская // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2017. – № 47. – С. 93–196.
5. Дивногорцева, С.Ю.Методическое наследие законоучителя священника Евгения Сосунцова / С.Ю.Дивногорцева // Методическое наследие законоучителей российской школы второй половины XIX – начала XX в.: коллективная монография. – Москва : Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2019. – ISBN 978-5-7429-1177-7. – С. 79–111.– URL: https://pstgu.ru/upload/medialibrary/2ec/ 2ec67e3ed6f648589844f4ab1204d15e.pdf (дата обращения: 05.05.2023).
6. Балабейкина, О.А.Развитие методики преподавания Закона Божия в Российской Империи начала XX в. как направление деятельности православного духовенства: протоиерей Аполлоний Темномеров / О.А.Балабейкина.–DOI 10.47132/2587-8425_2021_1_31 // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии. – 2021. – № 1 (6). – С. 31–40.
7. Становская, Т. А. Общие методические характеристики преподавания предмета «Закон Божий» (вторая половина XIX – начало XX в.) / Т. А. Становская // Методическое наследие законоучителей российской школы второй половины XIX–начала XX в. : коллективная монография. – Москва : Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2019. – ISBN 978-5-7429-1177-7. – С. 36–78. – URL: https://pstgu.ru/upload/medialibrary/2ec/2ec67e3ed6f648589844f4ab1204d15e.pdf (дата обращения: 05.05.2023).
8. Хретинина, О.А.Содержание предмета Закон Божий в учебных заведениях Российской империи в XVIII–XIX вв. / О. А. Хретинина // Гуманитарные научные исследования : электронный научно-практический журнал. – 2016. – № 11. – URL: https://human.snauka.ru/2016/11/17712 (дата обращения: 30.05.2023).
9. Чичерина, А. И. Организационно-педагогическая деятельность и педагогические идеи в трудах священномученика Фаддея (Успенского) / А. И. Чичерина // Методическое наследие законоучителей российской школы второй половины XIX – начала XX в. : коллективная монография. – Москва : Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2019. – ISBN 978-5-7429-1177-7. – С. 184–209. – URL: https://pstgu.ru/upload/medialibrary/2ec/2ec67e3ed6f648589844f4ab1204d15e.pdf (дата обращения: 05.05.2023).
10. Ященко, Р. В. Процесс обучения в церковно-приходских школах в конце XIX – начале XX вв. / Р. В. Ященко, Е. П. Воробьев // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 7. – С. 73–77. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_20389752_82069985.pdf (дата обращения 05.05.2023).
11. Быканов А. С., свящ. Основные направления разработки программы по Священной истории Ветхого Завета в рамках предмета «Закон Божий» (по материалам Всероссийского съезда законоучителей средне-учебных заведений в Санкт-Петербурге в 1909 году) / священник Александр Быканов. – DOI: 10.51216/2687-072Х_2022_3_145. EDN: ZOAYHH // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. – 2022. – № 3 (20). – С. 145–163.
12. Быканов А. С., свящ. Учебно-воспитательные вопросы в системе начального народного образования (по материалам Съезда уездных наблюдателей церковно-приходских школ в Тамбовской епархии в 1916 году) / священник Александр Быканов. – DOI: 10.51216/2687-072Х_2023_2_113. EDN: GEISMU // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. – 2023. – № 2 (23). – С. 113–131.
13. Евтихиев, П.Н.Концепция воспитывающего обучения в «Записках по дидактике» священномученика Фаддея (Успенского) (на примере Главы II) / Петр Николаевич Евтихиев.–DOI: 10.51216/2687-072X_2022_3_112. EDN: YNKYZG // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. – 2022. – № 3 (20). – С. 112–129.
REFERENCES
1. Usacheva A. V. Dorevolyutsionnyi opyt prepodavaniya “Zakona Bozhiya”: Apollonii Mikhailovich Temnomerov [Pre-revolutionary experience of teaching the “Law of God”: Apolloniy Mikhailovich Temnomerov]. Metodicheskoe nasledie zakonouchitelei rossiiskoi shkoly vtoroi poloviny XIX–nachala XX v. [Methodological heritage of the law teachers of Russian schools in the second half of the 19th - early 20th centuries]. Moscow, Publishing House of the Orthodox St. Tikhon’s Humanitarian University Publ., 2019, pp. 169–183. (In Russian). Available at: https://pstgu.ru/upload/medialibrary/2ec/2ec67e3ed6f648589844f4ab1204d15e.pdf (accessed: 05.05.2023).
2. Simora V., Priest Dukhovno-nravstvennoe vospitanie uchenikov v tserkovno-prikhodskoi shkole Rossiiskoi imperii na rubezhe XIX i XX stoletii [Spiritual and moral education of students in parish schools of the Russian Empire at the turn of the 20th century]. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 4: Pedagogika. Psikhologiya [Bulletin of the Orthodox St. Tikhon’s University for the Humanities. Series 4: Pedagogy. Psychology]. 2012, no. 25, pp. 118–127. (In Russian).
3. Agathodor (Preobrazhensky), Archbishop Nastavlenie v Zakone Bozhiem dlya nachal’nykh uchilishch raznykh naimenovanii i vedomstv [Instruction in the Law of God for primary schools of various names and departments]. Stavropol, T. Timofeev Publ., 1914, 128 p. (In Russian).
4. Stanovskaya T. A.Pedagogicheskoe nasledie zakonouchitelei rossiiskoi shkoly XIX – nachala XX veka [Pedagogical heritage of law teachers of Russian schools of the late 19th - early 20th centuries]. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 5: Pedagogika. Psikhologiya [Bulletin of the Orthodox St. Tikhon’s University for the Humanities. Series 4: Pedagogy. Psychology]. 2017, no. 47, pp. 93–196. (In Russian).
5. Divnogortseva S. Yu. Metododicheskoe nasledie zakonouchitelya svyashchennika Evgeniya Sosuntsova [Methodological heritage of the law teacher priest Evgeniy Sosuntsov]. Metodicheskoe nasledie zakonouchitelei rossiiskoi shkoly vtoroi poloviny XIX–nachala XX v. [Methodological heritage of law teachers of Russian schools in the second half of the 19th - early 20th centuries]. Moscow, Orthodox St. Tikhon’s Humanitarian University Publ., 2019, pp. 79–111. (In Russian). Available at: https://pstgu.ru/upload/medialibrary/2ec/2ec67e3ed6f648589844f4ab1204d15e.pdf (accessed: 05.05.2023).
6. Balabeykina O. A. Razvitie metodiki prepodavaniya Zakona Bozhiya v Rossiiskoi Imperii nachala XX v. kak napravlenie deyatel’nosti pravoslavnogo dukhovenstva: protoierei Apollonii Temnomerov [Development of methods of teaching of the Law of God in the Russian Empire at the beginning of the 20th century as an area of activity of the Orthodox clergy: Archpriest Apolloniy Temnomerov DOI 10.47132/2587-8425_2021_1_31 Vestnik Istoricheskogo obshchestva Sankt-Peterburgskoi dukhovnoi akademii [Bulletin of the Historical Society of St.Petersburg Theological Academy]. 2021, no. 1 (6), pp. 31–40. (In Russian).
7. Stanovskaya T. A. Obshchie metodicheskie kharakteristiki prepodavaniya predmeta “Zakon Bozhii” (vtoraya polovina XIX – nachalo XX v.) [General methodological characteristics of teaching “The Law of God” (second half of the 19th – early 20th centuries)]. Metodicheskoe nasledie zakonouchitelei rossiiskoi shkoly vtoroi poloviny XIX – nachala XX v. [Methodological heritage of law teachers of Russian schools in the second half of the 19th - early 20th centuries]. Moscow, Orthodox St. Tikhon’s Humanitarian University Publ., 2019, pp. 36–78. (In Russian). Available at: https://pstgu.ru/upload/medialibrary/2ec/2ec67e3ed6f648589844f4ab1204d15e.pdf (accessed: 05.05.2023).
8. Khretinina O. A. Soderzhanie predmeta Zakon Bozhii v uchebnykh zavedeniyakh Rossiiskoi imperii v XVIII–XIX vv. [Contents of the Law of God course in educational institutions of the Russian Empire in the 18th–19th centuries]. Elektronnyi nauchno-prakticheskii zhurnal “Gumanitarnye nauchnye issledovaniya” [Electronic Scientific and Practical Journal “Humanitarian Research]. 2016, no. 11. (In Russian). Available at: https://human.snauka.ru/2016/11/17712 (accessed: 30.05.2023).
9. Chicherina A. I. Organizatsionno-pedagogicheskaya deyatel’nost’ i pedagogicheskie idei v trudakh svyashchennomuchenika Faddeya (Uspenskogo) [Organizational and pedagogical activities and pedagogical ideas in the works of the holy martyr Thaddeus (Uspensky)]. Metodicheskoe nasledie zakonouchitelei rossiiskoi shkoly vtoroi poloviny XIX – nachala XX v. [Methodological heritage of law teachers of Russian school of the second half of the 19th - early 20th centuries]. Moscow, Orthodox St. Tikhon’s Humanitarian University Publ., 2019, pp. 184–209. (In Russian). Available at: https://pstgu.ru/upload/medialibrary/2ec/2ec67e3ed6f648589844f4ab1204d15e.pdf (accessed: 05.05.2023).
10. Yashchenko R. V. Protsess obucheniya v tserkovno-prikhodskikh shkolakh v kontse XIX – nachale XX vv. [The process of education in parish schools at the end of the 19th–beginning of the 20th centuries]. Nachal’naya shkola plyus do i posle [Primary school plus before and after]. 2013, no. 7, pp. 73–77. (In Russian). Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_20389752_82069985.pdf (accessed 05.05.2023).
11. BykanovA.S., Priest Osnovnye napravleniya razrabotki programmy po Svyashchennoi istorii Vetkhogo Zaveta v ramkakh predmeta “Zakon Bozhii” (po materialam Vserossiiskogo s’’ezda zakonouchitelei sredne-uchebnykh zavedenii v Sankt-Peterburge v 1909 godu) [The main directions of developing a program on the Sacred History of the Old Testament within the subject “The Law of God” (based on the materials of the All-Russian Congress of Law Teachers of Secondary Educational Institutions in St.Petersburg in 1909)]. DOI: 10.51216/2687-072Х_2022_3_145. EDN: ZOAYHH Bogoslovskii sbornik Tambovskoi dukhovnoi seminarii Theological Collection of Tambov Theological Seminary]. 2022, no. 3 (20), pp. 145–163. (In Russian).
12. Bykanov A. S., Priest Uchebno-vospitatel’nye voprosy v sisteme nachal’nogo narodnogo obrazovaniya (po materialam S’’ezda uezdnykh nablyudatelei tserkovno-prikhodskikh shkol v Tambovskoi eparkhii v 1916 godu [Educational issues in the system of primary public education (based on the proceedings of the Congress of District Inspectors of parish schools in Tambov diocese in 1916)]. DOI: 10.51216/2687-072Х_2023_2_113. EDN: GEISMU Bogoslovskii sbornik Tambovskoi dukhovnoi seminarii [Theological Collection of Tambov Theological Seminary]. 2023, no. 2 (23), pp. 113–131. (In Russian).
13. Evtikhiev P. N. Kontseptsiya vospityvayushchego obucheniya v “Zapiskakh po didaktike” svyashchennomuchenika Faddeya (Uspenskogo) (na primere glavy II) [The concept of educational training in the “Notes on Didactics” by Hieromartyr Thaddeus (Uspensky) (based on Chapter II)]. DOI: 10.51216/2687-072X_2022_3_112. EDN: YNKYZG Bogoslovskii sbornik Tambovskoi dukhovnoi seminarii [Theological Collection of Tambov Theological Seminary]. 2022, no. 3 (20), pp. 112–129. (In Russian).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.