Антропокосмический персонализм А.Ф. Лосева

Авторы

  • Гравина Ирина Викторовна, ассистент кафедры философии и методологии науки Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 392000, Россия, г. Тамбов, ул. Интернациональная, д. 33. Автор https://orcid.org/0000-0002-7198-1323

Ключевые слова:

философия А.Ф. Лосева, православный персонализм, духовная личность, Абсолют, антропология.

Аннотация

В статье анализируется религиозно-философская система А.Ф. Лосева с точки зрения выявления в ней антропологической доминанты. Автор обосновывает, что, невзирая на обширные историко-философские, методологические, культурно-эстетические и теоретико-математические подходы, используемые философом, на синтетичность его мысли в целом, важнейшей интенцией творчества оказывается апологетика аскетической практики Православия. Учение о Личности в данном случае призвано разграничить анти-персоналистические и параязыческие тенденции современной мысли, с одной стороны, и экзистенциально-психологический (или даже солипсистский) индивидуализм, с другой, а также представления о богочеловечестве в сотериологической перспективе. Подчеркивается, что данная попытка производится Лосевым на основе философско-методологической базы, имплицитно содержащей богословские положения.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Библиографические ссылки

1. Митрополит Иоанн (Зизиулас), В.Н. Лосский, Христос Яннарас, архим. Софроний (Сахаров) и т.д., образующие целое направление православного персонализма. Среди философов в первую очередь следует назвать Л.П. Карсавина и П.А. Флоренского.

2. Матвеев Д. «Тринитарный персонализм» современного православия: proetcontra // Страницы : Богословие. Культура. Образование. 18:3. 2014. С. 369-386.

3. Сравнительное религиоведение, к примеру, стремится к созданию интегральной феноменологической мета-модели религиозного опыта, что существенно нивелирует принципиальные нюансы и особенности каждой религиозной традиции. Отец Павел Флоренский безапелляционно утверждал, что «Говорить “вообще о религии”, как о чем-то однородном, может только тот, кто ни одной религии не переживал конкретно. Благодатная вера и безблагодатная религия, сколько бы общих черт в своем идейном содержании и своем культе они ни имели, в ощущениях, в устроениях души до такой степени разнородны и непроницаемы друг для друга, что кажется даже нескладным называть ту и другую одним термином “религия”» (Флоренский ПА., свящ. Столп и утверждение истины. М., 2002. С. 232). Можно сказать, что в этом русле мыслит и Лосев.

4. Мефодий (Зинковский), иером. Святоотеческие категории и богословие личности. СПб., 2014. 256 с.

5. Представление о человеке как социокультурном существе, индивиде как носителе определенных качеств. Сергей Буфеев подчеркивает, что в классической психологии и педагогике человек вначале вопринимается как индивид, имеющий потенцию к развитию как личность. В восточно-христианском понимании же, напротив, личность становится источником бытия человека (Буфеев С.В. Православное понимание личности : религиозное пространство личности // Развитие личности. 2004. № 2. С. 97-111).

6. Лосев А.Ф. Фрагменты дополнений к «Диалектике мифа». М., 2001. С. 354.

7. Там же. С. 362.

8. Здесь между строк, безусловно, прочитывается спор Варлаама с Паламой о божественных энергиях, поскольку система Лосева паламитская.

9. Лосев А.Ф. Философия имени. СПб., 2016. С. 178.

10. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. 2-е изд., испр. и перераб. Сергиев Посад, 2012. С. 458.

11. Харламов В. Теозис в патристической мысли // Богослов. размышления. 2008. № 9.С.142-153.

12. Гусев ВД. Влияние исихастских традиций на философскую антропологию П.А. Флоренского и А.Ф. Лосева : дис. ... канд. филос. наук. Орел, 2001.

13. Об этом подробнее см.: Хоружий С.С. Подвиг как органон : организация и герменевтика опыта в исихаст. традиции // Вопр. философии. 1988. № 3.

14. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. С. 870.

15. Лосев А.Ф. О методах религиозного воспитания. Публикация и комментарии А.А. Тахо-Годи // Вестн. рус. христиан. движения. 1993. № 167. С. 63-87.

16. Мефодий (Зинковский), иером. О родственности понятий человеческой личности и культур // Acta eruditorum. 2013. № 12. С. 7.

17. Ангелы же только и живут, что этим последним моментом, хотя как высшие умы они представляют собой личность и поэтому способны к отпадению от этого славословия. Выбирают не-быть, замыкаются и умаляются в своей бытийственности, поскольку Лосев, как платоник, понимает зло не как субстанцию, а как умаление Блага. Но как диалектик - конкретно.

18. Интересно, что библеист о. Ианнуарий (Ивлиев) в комментариях на новозаветные тексты отмечал особое отношение в них к телу и телесному: «Тело (soma) - у апостола Павла фундаментальное антропологическое понятие, основное понятие, которое у него характеризует бытие человека. Мы не будем неправы, если мысленно станем заменять слово “тело” в его посланиях словами “человек”, “индивидуум”... Тело по определению есть a-tomos (не-делимое), отрицание всякой делимости, всякого “анализа”, всякого разложения. Таково “тело” в отличие, скажем от кучи (песка, праха, снега, чего угодно сыпучего). Тело (скажем, стол) невозможно разделить на два таких же тела (стола)». Далее он подчеркивает, что и само понятие спасения (soteria) непосредственно связано с обретением полноты целостности, исцеления в смысле обретения полноценного тела и спасенной телесности. (Ианнуарий (Ивлиев), архим. «Дары различны ... Но каждому дается проявление Духа на пользу» [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургская духовная академия : [офиц. сайт]. URL: http://spbda.ru/publications/arhimandrit-iannuariy-ivliev-dary-razlichny-no-kajdomu-daetsya-proyavlenie-duha-na-polzu/).

19. Бибихин В.В. Алексей Федорович Лосев. Сергей Сергеевич Аверинцев. М., 2016. С. 72.

REFERENCES

1. Mitropolit Ioann (Ziziulas), V.N. Losskij, Hristos Yannaras, arhim. Sofronij (Saharov) i t.d., obrazuyushchie celoe napravlenie pravoslavnogo personalizma. Sredi filosofov v pervuyu ochered' sleduet nazvat' L.P. Karsavina i P.A. Florenskogo.

2. Matveev D. «Trinitarnyj personalizm» sovremennogo pravoslaviya: proetcontra // Stranicy : Bogoslovie. Kul'tura. Obrazovanie. 18:3. 2014. S. 369-386.

3. Sravnitel'noe religiovedenie, k primeru, stremitsya k sozdaniyu integral'noj fenomenologicheskoj meta-modeli religioznogo opyta, chto sushchestvenno niveliruet principial'nye nyuansy i osobennosti kazhdoj religioznoj tradicii. Otec Pavel Florenskij bezapellyacionno utverzhdal, chto «Govorit' “voobshche o religii”, kak o chem-to odnorodnom, mozhet tol'ko tot, kto ni odnoj religii ne perezhival konkretno. Blagodatnaya vera i bezblagodatnaya religiya, skol'ko by obshchih chert v svoem idejnom soderzhanii i svoem kul'te oni ni imeli, v oshchushcheniyah, v ustroeniyah dushi do takoj stepeni raznorodny i nepronicaemy drug dlya druga, chto kazhetsya dazhe neskladnym nazyvat' tu i druguyu odnim terminom “religiya”» (Florenskij PA., svyashch. Stolp i utverzhdenie istiny. M., 2002. S. 232). Mozhno skazat', chto v etom rusle myslit i Losev.

4. Mefodij (Zinkovskij), ierom. Svyatootecheskie kategorii i bogoslovie lichnosti. SPb., 2014. 256 s.

5. Predstavlenie o cheloveke kak sociokul'turnom sushchestve, individe kak nositele opredelennyh kachestv. Sergej Bufeev podcherkivaet, chto v klassicheskoj psihologii i pedagogike chelovek vnachale voprinimaetsya kak individ, imeyushchij potenciyu k razvitiyu kak lichnost'. V vostochno-hristianskom ponimanii zhe, naprotiv, lichnost' stanovitsya istochnikom bytiya cheloveka (Bufeev S.V. Pravoslavnoe ponimanie lichnosti : religioznoe prostranstvo lichnosti // Razvitie lichnosti. 2004. № 2. S. 97-111).

6. Losev A.F. Fragmenty dopolnenij k «Dialektike mifa». M., 2001. S. 354.

7. Tam zhe. S. 362.

8. Zdes' mezhdu strok, bezuslovno, prochityvaetsya spor Varlaama s Palamoj o bozhestvennyh energiyah, poskol'ku sistema Loseva palamitskaya.

9. Losev A.F. Filosofiya imeni. SPb., 2016. S. 178.

10. Losskij V.N. Ocherk misticheskogo bogosloviya Vostochnoj Cerkvi. Dogmaticheskoe bogoslovie. 2-e izd., ispr. i pererab. Sergiev Posad, 2012. S. 458.

11. Harlamov V. Teozis v patristicheskoj mysli // Bogoslov. razmyshleniya. 2008. № 9.S.142-153.

12. Gusev VD. Vliyanie isihastskih tradicij na filosofskuyu antropologiyu P.A. Florenskogo i A.F. Loseva : dis. ... kand. filos. nauk. Orel, 2001.

13. Ob etom podrobnee sm.: Horuzhij S.S. Podvig kak organon : organizaciya i germenevtika opyta v isihast. tradicii // Vopr. filosofii. 1988. № 3.

14. Losev A.F. Ocherki antichnogo simvolizma i mifologii. M., 1993. S. 870.

15. Losev A.F. O metodah religioznogo vospitaniya. Publikaciya i kommentarii A.A. Taho-Godi // Vestn. rus. hristian. dvizheniya. 1993. № 167. S. 63-87.

16. Mefodij (Zinkovskij), ierom. O rodstvennosti ponyatij chelovecheskoj lichnosti i kul'tur // Acta eruditorum. 2013. № 12. S. 7.

17. Angely zhe tol'ko i zhivut, chto etim poslednim momentom, hotya kak vysshie umy oni predstavlyayut soboj lichnost' i poetomu sposobny k otpadeniyu ot etogo slavosloviya. Vybirayut ne-byt', zamykayutsya i umalyayutsya v svoej bytijstvennosti, poskol'ku Losev, kak platonik, ponimaet zlo ne kak substanciyu, a kak umalenie Blaga. No kak dialektik - konkretno.

18. Interesno, chto bibleist o. Iannuarij (Ivliev) v kommentariyah na novozavetnye teksty otmechal osoboe otnoshenie v nih k telu i telesnomu: «Telo (soma) - u apostola Pavla fundamental'noe antropologicheskoe ponyatie, osnovnoe ponyatie, kotoroe u nego harakterizuet bytie cheloveka. My ne budem nepravy, esli myslenno stanem zamenyat' slovo “telo” v ego poslaniyah slovami “chelovek”, “individuum”... Telo po opredeleniyu est' a-tomos (ne-delimoe), otricanie vsyakoj delimosti, vsyakogo “analiza”, vsyakogo razlozheniya. Takovo “telo” v otlichie, skazhem ot kuchi (peska, praha, snega, chego ugodno sypuchego). Telo (skazhem, stol) nevozmozhno razdelit' na dva takih zhe tela (stola)». Dalee on podcherkivaet, chto i samo ponyatie spaseniya (soteria) neposredstvenno svyazano s obreteniem polnoty celostnosti, isceleniya v smysle obreteniya polnocennogo tela i spasennoj telesnosti. (Iannuarij (Ivliev), arhim. «Dary razlichny ... No kazhdomu daetsya proyavlenie Duha na pol'zu» [Elektronnyj resurs] // Sankt-Peterburgskaya duhovnaya akademiya : [ofic. sajt]. URL: http://spbda.ru/publications/arhimandrit-iannuariy-ivliev-dary-razlichny-no-kajdomu-daetsya-proyavlenie-duha-na-polzu/).

19. Bibihin V.V. Aleksej Fedorovich Losev. Sergej Sergeevich Averincev. M., 2016. S. 72.

Опубликован

2024-12-11

Выпуск

Раздел

Материалы секции богословия и библеистики

Категории

Как цитировать

Антропокосмический персонализм А.Ф. Лосева. (2024). Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии, 6, 117-123. https://ojs.tamds.ru/1/article/view/358