Церковь земная и Церковь Небесная: по учению священномученика Дионисия Ареопагита

Авторы

  • Игумен Пимен (Семилетов), преподаватель Тамбовской духовной семинарии Тамбовская духовная семинария, 392000, Россия, г. Тамбов, ул. М. Горького, д. 3. Автор

Ключевые слова:

священномученик Дионисий Ареопагит, «Ареопагитик», Церковь земная и Церковь Небесная, Христос, Церковь, Дух Святой.

Аннотация

Собрание богословских текстов, авторство которых приписывают священномученику Дионисию Ареопагиту, относят к Корпусу Ареопагитики. Однако начиная с XVI века деятели эпохи Возрождения, такие как Георгий Трапезундский, Лоренцо Валло, Эразм Роттердамский, подвергли сомнению такое утверждение, а исследователи конца XIX века Г. Кох и Й. Штигльмайр сделали вывод о зависимости Ареопагитики от учения Прокла. Штигльмайр настаивал на том, что время написания корпуса относится к V веку. Оценивая богословский вклад Ареопагита, В. Лосский писал: «Но каковы бы ни были результаты всех исследований, они ни в чем не могут умалить богословского значения «Ареопагитик». С этой точки зрения не столь важно знать, кто был их автором; основное в этом вопросе - суждение Церкви о содержании самих произведений и то, как она ими пользуется. Ведь говорит же апостол Павел, ссылаясь на псалом Давида: «Некто негде засвидетельствовал» (Евр. 2, 6), показывая тем самым, до какой степени второстепенен вопрос авторства, когда речь идет о тексте, внушенном Духом Святым. Что правильно для Священного Писания, то столь же правильно для богословского предания Церкви».Самым важным подтверждением единства Церкви земной и Церкви Небесной является присутствие в нашей церковной жизни Духа Божия. Это именно истина, опытно познаваемая каждым, кто проникся церковным сознанием и церковной жизнью. Труды, объединенные общим названием «Корпус Ареопагитики», - хорошее подспорье в этом познании. О присутствии здесь благодати, ясно ощущаемой, человеческий язык может высказаться только туманно, но о жизни церковной знает тот, кто ею живет, и для него она не требует доказательств. Насущной потребностью настоящего времени поэтому можно считать открытое исповедание той непреложной истины, что Христос создал Церковь.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Библиографические ссылки

1. Дионисий (Шлёнов), иеромон. Ареопагитики [Электронный ресурс]. URL: www. pravenc.ru/text/75898.html (дата обращения: 4.07.2014).

2. Э.П.И., Облицова Т.Ю., Зайцев Д.В. Дионисий Ареопагит [Электронный ресурс]. URL: www.pravenc.ru/text/178443.html (дата обращения: 4.07.2014).

3. Епифанович СЛ. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Сергиев Посад, 2011. С. 22.

4. Мейендорф И., протопресв. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. СПб., 1997.С.276.

5. Дионисий Ареопагит. Сочинения. СПб., 2002. С. 567.

6. Там же. С. 569.

7. Там же. С. 571.

8. Там же. С. 575.

9. Дионисий Ареопагит. Указ. соч. С. 276.

10. Там же. С. 577.

11. Дионисий Ареопагит. Указ. соч. С. 577.

12. Там же. С. 579.

13. Там же. С. 583.

14. Там же. С. 609.

15. Там же. С. 670.

16. Там же. С. 671.

17. Там же. С. 697.

18. Там же. С. 701.

19. Там же. С. 711.

20. Там же. С. 715.

21. Лосский В. Очерки мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 10.

REFERENCES

1. Dionisij (Shlyonov), ieromon. Areopagitiki [Elektronnyj resurs]. URL: www. pravenc.ru/text/75898.html (data obrashcheniya: 4.07.2014).

2. E.P.I., Oblicova T.Yu., Zajcev D.V. Dionisij Areopagit [Elektronnyj resurs]. URL: www.pravenc.ru/text/178443.html (data obrashcheniya: 4.07.2014).

3. Epifanovich SL. Prepodobnyj Maksim Ispovednik i vizantijskoe bogoslovie. Sergiev Posad, 2011. S. 22.

4. Mejendorf I., protopresv. Zhizn' i trudy svyatitelya Grigoriya Palamy. SPb., 1997.S.276.

5. Dionisij Areopagit. Sochineniya. SPb., 2002. S. 567.

6. Tam zhe. S. 569.

7. Tam zhe. S. 571.

8. Tam zhe. S. 575.

9. Dionisij Areopagit. Ukaz. soch. S. 276.

10. Tam zhe. S. 577.

11. Dionisij Areopagit. Ukaz. soch. S. 577.

12. Tam zhe. S. 579.

13. Tam zhe. S. 583.

14. Tam zhe. S. 609.

15. Tam zhe. S. 670.

16. Tam zhe. S. 671.

17. Tam zhe. S. 697.

18. Tam zhe. S. 701.

19. Tam zhe. S. 711.

20. Tam zhe. S. 715.

21. Losskij V. Ocherki misticheskogo bogosloviya Vostochnoj Cerkvi. M., 1991. S. 10.

Загрузки

Опубликован

2025-01-14

Выпуск

Раздел

Богословие

Категории

Как цитировать

Церковь земная и Церковь Небесная: по учению священномученика Дионисия Ареопагита. (2025). Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии, 2, 230-236. https://ojs.tamds.ru/1/article/view/476

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)