Образцовые школы Российской империи в период конца XIX - начала XX века (по материалам Самарской губернии)

Авторы

  • Волков Денис Петрович, студент первого курса магистратуры направления подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Историко-филологические и культурологические аспекты в образовании» Поволжской академии образования и искусств (Поволжского православного института) имени cвятителя Алексия Московского Поволжская академия образования и искусств (Поволжский православный институт) имени святителя Алексия Московского, 445028, Россия, Самарская область, г. Тольятти, ул. Революционная, д. 74. Автор https://orcid.org/0009-0006-1160-475X
  • Житенев Тимофей Евгеньевич, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой теологии, философии, истории Поволжской академии образования и искусств (Поволжского православного института) имени святителя Алексия Московского Поволжская академия образования и искусств (Поволжский православный институт) имени святителя Алексия Московского, 445028, Россия, Самарская область, г. Тольятти, ул. Революционная, д. 74. Автор https://orcid.org/0009-0006-1160-475X

DOI:

https://doi.org/10.51216/2687-072X_2025_3_115-142

Ключевые слова:

образцовая школа, церковно-приходская школа, образование, Самарская духовная семинария, епархиальное женское училище, церковно-учительская школа.

Аннотация

В данной статье анализируется деятельность образцовых школ, которые являлись базами практической подготовки учительских кадров в учебных заведениях Духовного ведомства. Возникнув по инициативе обер-прокурора К. П. Победоносцева как средство приобщения будущих пастырей к работе в учреждаемой системе церковных школ, они до конца Синодального периода были местом прохождения педагогической практики для учащихся духовных учебных заведений. Первоначально создание таких учебных заведений планировалось при духовных семинариях, но затем распространилось на женские училища, а также новые типы педагогических учреждений: церковно-учительские и второклассные школы. Если в духовных учебных заведениях образцовые церковно-приходские школы существовали как отдельная структура с достаточным финансированием и штатом учителей, то в учительских школах эту функцию, как правило, выполняли первые классы начальной ступени обучения. Образцовые школы, сталкиваясь с финансовыми трудностями, тем не менее являлись центрами подготовки учителей церковно-приходских школ в уездах. Этот опыт реализации практической подготовки будущих педагогов в образовательной системе Святейшего Синода мало изучен авторами, а потому актуален для исследования. В основу данной статьи положен историко-описательный метод, позволивший создать картину становления и развития образцовых школ, опираясь на опубликованные законодательные и делопроизводственные документы, а также проиллюстрировать этот процесс данными по Самарской епархии на основе периодики и архивных документов.

Для цитирования: Волков Д. П., Житенев Т. Е. Образцовые школы Российской империи в период конца XIX - начала XX века (по материалам Самарской губернии). DOI: https://doi.org/10.51216/2687-072Х_2025_3_115-142. EDN: DJYDXY // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025. № 3 (32). С. 115-142.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Библиографические ссылки

Список источников

1. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по Ведомству православного исповедания за 1885 год. СПб, 1887. - IX, 292, 127 с. : табл.

2. Всеподданнейший отчет обер-прокурора... за 1887 год. СПб, 1889. X, 289, 123 с. : табл.

3. Всеподданнейший отчет обер-прокурора... за 1888-1889 год. СПб, 1891. XII, 472, 213 с. : табл.

4. Всеподданнейший отчет обер-прокурора... за 1890-1891 год. СПб, 1893. XIV, 511, 235 с. : табл.

5. Всеподданнейший отчет обер-прокурора... за 1894-1895 год. СПб, 1898. XIV, 427, 159 с. : табл.

6. Всеподданнейший отчет обер-прокурора... за 1896-1897 год. СПб, 1899. XI, 279, 83 с.

7. Всеподданнейший отчет обер-прокурора... за 1898 год. СПб, 1901. X, 224, 67 с.

8. Всеподданнейший отчет обер-прокурора... за 1902 год. СПб, 1905. VIII, 321, 83 с. : табл.

9. Всеподданнейший отчет обер-прокурора... за 1903-1904 год. СПб, 1909. XI, 352, 149 с. : табл.

10. Всеподданнейший отчет обер-прокурора... за 1908-1909 год. СПб, 1911. XVII, 663, 266 с. : табл.

11. Всеподданнейший отчет обер-прокурора... за 1910 год. СПб, 1913. X, 338, 131 с. : табл.

12. Всеподданнейший отчет обер-прокурора... за 1911-1912 год. СПб, 1913. XIII, 336, 230 с. : табл.

13. Журналы епархиального съезда духовенства сессии 1907 года: смета по содержанию семинарии // Самарские епархиальные ведомости. 1908. № 1. Часть официальная. С. 9-14.

14. Завьялов А. А. Циркулярные указы Святейшего Правительствующего Синода. 1867-1900 гг. Москва, 1901. 444 с.

15. Образцовые школы при второклассных школах // Самарские епархиальные ведомости. 1913. № 8. С. 130-140.

16.Обшаровская церковно-учительская школа за десять лет ея существования // Самарские епархиальные ведомости. 1910. № 14. С. 918922.

17. Отчёт о состоянии образцовой церковно-приходской школы при Самарском Епархиальном женском училище за 1908-9 учебный год // Самарские епархиальные ведомости. 1910. № 10. С. 68-72.

18. Отчёт о состоянии образцовой школы при Самарском епархиальном женском училище за 1900-1901 учебный год // Самарские епархиальные ведомости. 1902. № 1. Часть неофициальная. С. 15-16.

19. Смета по духовной семинарии // Самарские епархиальные ведомости. 1908. № 23. С. 89-90.

20. Уставы православных духовных семинарий и училищ: высочайше утверждённые 22 августа 1884 года с относящимися к ним постановлениями Святейшего Синода. Санкт-Петербург : Синод. типограф., 1888. 202 с.

21. Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО). Ф. 417. Самарская духовная семинария. Оп. 1. Д. 4а. Л. 11 об. Подлинник.

22. ЦГАСО. Ф. 417. Самарская духовная семинария. Оп. 1. Д. 2. Л. 238. Подлинник.

Список литературы

1. Алешина С. А. Качество подготовки учителей: историко-культурный контекст : (на примере церковно-приходских школ Оренбургской епархии) // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 314.

2. Аминова Л. Я. Образцовые школы в Уфимской губернии // Современный научный вестник. 2017. Т. 2, № 3. С. 57-59.

3. Белослудцева В. В. Церковно-приходская школа в системе начального образования в России во второй половине XIX века // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2009. № 4 (11). С. 95-99.

4. Дивногорцева С. Ю. Педагогика в содержании теологического образования: исторические проблемы и перспективы развития. EDN: DKALZK // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации : сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Москва, 20-21 сентября 2019 года. Москва : Московский педагогический государственный университет, 2019. С. 121-127.

5. Дорофеева А. А., Степанов С. Ю. К истории открытия образцовых начальных школ в Астраханской епархии // Астраханские Петровские чтения : материалы IV Международной научной конференции (г. Астрахань, 19 декабря 2019 г.). Астрахань : Астраханский государственный университет, 2020. С. 151-153.

6. Емельянова А. А. Деятельность образцовой одноклассной женской церковно-приходской школы при Оренбургском епархиальном женском училище (конец XIX - начало XX в.) // Православие в России и за рубежом: богословие, история, культура, межрелигиозный диалог : сборник материалов III Международной научно-практической конференции, посвященной 140-летию начала образовательной деятельности Оренбургской духовной семинарии (1884) и 15-летию её возрождения (2009). Оренбург : ОренДС, 2024. С. 122-131.

7. Житенев Т. Е. Создание «Правил о церковно-приходских школах» от 13 июня 1884 года и реформа начальных школ Святейшего Синода // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2009. № 3. С. 154-175.

8. Клевцова О. В. Церковно-приходские школы дореволюционной России в системе воспитания крестьянской молодежи : (на примере Липецкого уезда Тамбовской губернии) // История: факты и символы. 2018. № 1 (14). С. 61-68.

9. Кулакова Н. И., Черник М. В. Особенности организации учебно-воспитательной работы в образцовых школах Астраханской губернии в 1880-1917 гг. // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2024. Т. 16, № 1 (69). С. 73-84.

10. Методическое наследие законоучителей российской школы второй половины XIX - начала XX в. : коллективная монография. Москва : ПСТГУ, 2019. 376 с.

11. Монякова О. А. Начальные школы при семинариях и училищах «Девиц духовного звания» // Наука и школа. 2011. № 2. С. 138-140.

12. Рыхлова Д. В. Из истории создания и развития церковноприходских школ // Высшее образование сегодня. 2018. C. 44-48.

13. Смолич И. К. История Русской церкви. В 2 ч. Ч. 1. 1700-1917. Москва : Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. 798 с.

14. Шкарлат Л. П. Образцовые церковно-приходские школы при Симферопольском епархиальном женском училище и Таврической духовной семинарии - практическая база для подготовки высококвалифицированных учителей для начальных школ Крыма // Январские педагогические чтения. 2016. № 2 (14). С. 93-97.

15. Якунин В. Н. Духовное образование, церковно-приходские и воскресные школы в Самарской епархии во второй половине XIX - начале ХХ века. DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2019.31.19 // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета : электронный научный журнал. 2019. № 3 (31). С. 276-289. URL: http://vestospu.ru/archive/2019/articles/19_31_2019.pdf (дата обращения: 01.05.2025).

Sources

1. Vsepoddanneishii otchet ober-prokurora Svuateishego Sinoda po Vedom-stvupravoslavnogo ispovedaniya za 1885 god. [The most humble report of the Chief Prosecutor of the Holy Synod for the Department of the Orthodox Confession for the year 1885]. St. Petersburg, 1887, IX, 292, 127 p. (In Russian).

2. Vsepoddanneishii otchet ober-prokurora ... za 1887 god. [The most humble report of the Chief Prosecutor... for the year 1887]. St. Petersburg, 1889, X, 289, 123 p. (In Russian).

3. Vsepoddanneishii otchet ober-prokurora ... za 1888-1889 god. [The most humble report of the Chief Prosecutor... for the year 1888-1889]. St. Petersburg, 1891, XII, 472, 213 p. (In Russian).

4. Vsepoddanneishii otchet ober-prokurora ... za 1890-1891 god. [The most humble report of the Chief Prosecutor... for the year 1890-1891]. St. Petersburg, 1893, XIV, 511, 235 p. (In Russian).

5. Vsepoddanneishii otchet ober-prokurora ... za 1894-1895 god. [The most humble report of the Chief Prosecutor... for the year 1894-1895]. St. Petersburg, 1898, XIV, 427, 159 p. (In Russian).

6. Vsepoddanneishii otchet ober-prokurora ... za 1896-1897god. [The most humble report of the Chief Prosecutor... for the year 1894-1895]. St. Petersburg, 1899, XI, 279, 83 p. (In Russian).

7. Vsepoddanneishii otchet ober-prokurora ... za 1898 god. [The most humble report of the Chief Prosecutor... for the year 1898]. St. Petersburg, 1901, X, 224, 67 p. (In Russian).

8. Vsepoddanneishii otchet ober-prokurora ... za 1902 god. [The most humble report of the Chief Prosecutor... for the year 1902]. St. Petersburg, 1905, VIII, 321, 83 p. (In Russian).

9. Vsepoddanneishii otchet ober-prokurora ... za 1903-1904 god. [The most humble report of the Chief Prosecutor... for the year 1902]. St. Petersburg, 1909, XI, 352, 149 p. (In Russian).

10. Vsepoddanneishii otchet ober-prokurora ... za 1908-1909 god. [The most humble report of the Chief Prosecutor... for the year 1902]. St. Petersburg, 1911, XVII, 663, 266 p. (In Russian).

11. Vsepoddanneishii otchet ober-prokurora ... za 1910 god. [The most humble report of the Chief Prosecutor... for the year 1910]. St. Petersburg, 1913, X, 338, 131 p. (In Russian).

12. Vsepoddanneishii otchet ober-prokurora ... za 1911-1912 god. [The most humble report of the Chief Prosecutor... for the year 1913]. St. Petersburg, 1913, XIII, 336, 230 p. (In

13. Zhurnaly eparkhial’nogo s’’ezda dukhovenstva sessii 1907 goda: smeta po soderzhaniyu seminarii [Journals of the diocesan congress of the clergy of the 1907 session: estimate for the maintenance of the seminary]. Samarskie eparkhial’nye vedomosti [Samara Diocesan Gazette]. 1908, no. 1, official part, pp. 9-14. (In Russian).

14. Zavyalov A. A. Tsirkulyarnye ukazy Svyateishego Pravitel’stvuyush-chego Sinoda. 1867-1900 gg. [Circular decrees of the Holy Governing Synod. 1867-1900]. Moscow, 1901, 444 p. (In Russian).

15. Obraztsovye shkoly pri vtoroklassnykh shkolakh [Model schools at second-class schools]. Samarskie eparkhial’nye vedomosti [Samara Diocesan Gazette].1913, no. 8, pp. 130-140. (In Russian).

16. Obsharovskaya tserkovno-uchitel’skaya shkola za desyat’ let eya sush-chestvovaniya [Obsharovka church teacher training school for ten years of its existence]. Samarskie eparkhial’nye vedomosti [Samara Diocesan Gazette]. 1910, no. 14, pp. 918-922. (In Russian).

17. Otchet o sostoyanii obraztsovoi tserkovno-prikhodskoi shkoly pri Sa-marskom Eparkhial’nom zhenskom uchilishche za 1908-9 uchebnyi god [Report on the state of the model parochial school at the Samara Diocesan Girls’ School for the 1908 - 9 academic year]. Samarskie eparkhial’nye vedomosti [Samara Diocesan Gazette]. 1910, no. 10, pp. 68-72. (In Russian).

18. Otchet o sostoyanii obraztsovoi shkoly pri Samarskom eparkhial’nom zhenskom uchiloshche za 1900-1901 uchebnyi god [Report on the state of the model school at Samara Diocesan Girls’ School for the 1900-1901 academic year]. Samarskie eparkhial’nye vedomosti [Samara Diocesan Gazette]. 1902, no. 1, unofficial part, pp. 15-16. (In Russian).

19. Smeta dukhovnoi seminarii [Estimate for the Theological Seminary]. Samarskie eparkhial’nye vedomosti [Samara Diocesan Gazette].1908, no. 23, pp. 89-90. (In Russian).

20. Ustavypravoslavnykh dukhovnykh seminarii i uchilishch: vysochaishe utverzhdennye 22 avgusta 1884 goda s otnosyashchimisya k nim postanovleni-yami Svyateishego Sinoda [Statutes of Orthodox Theological Seminaries and Schools: imperially approved on August 22, 1884, with Related Resolutions of the Holy Synod]. St. Petersburg, Synod Printing House Publ., 1888, 202 p. (In Russian).

21. Tsentral’nyi gosudarstvennyi arkhiv Samarskoi oblasti [Central State Archives of Samara Region]. Fund 417, Samara Theological Seminary, file 1, document 4a, sheet 11, original. (In Russian).

22. Tsentral’nyi gosudarstvennyi arkhiv Samarskoi oblasti [Central State Archives of Samara Region]. Fund 417, Samara Theological Seminary. file 1, document 2, sheet 238, original. (In Russian).

References

1. Aleshina S. A. Kachestvo podgotovki uchitelei: istoriko-kul’turnyi kontekst (na primere tserkovno-prikhodskikh shkol Orenburgskoi eparkh-ii [Quality of teacher training: historical and cultural context (based on the example of parochial schools of Orenburg Diocese)]. Sovremennye problem nauki i obrazovaniya [Modern Issues of Science and Education]. 2016, no. 6, pp. 314. (In Russian).

2. Aminova L. Ya. Obraztsovye shkoly v Ufimskoi gubernii [Model schools in the Ufa province]. Sovremennyi nauchnyi vestnik [Modern Scientific Bulletin]. 2017, vol. 2, no. 3, pp. 57-59. (In Russian).

3. Belosludtseva V. V. Tserkovno-prikhodskaya shkola v sisteme na-chal’nogo obrazovaniya v Rossii vo vtoroi polovine XIX veka [Parish school in the primary education system in Russia in the second half of the 19th century]. Vestnik Permskogo universiteta. Seriya: Istoriya [Bulletin of Perm University. Series: History]. 2009, no. 4 (11), pp. 95-99. (In Russian).

4. Divnogortseva S. Yu. Pedagogika v soderzhanii teologicheskogo obra-zovaniya: istoricheskie problemy i perspektivy razvitiya [Pedagogy in the content of theological education: historical problems and development prospects]. Sbornik nauchykh trudov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konfer-entsii “Istochniki issledovaniya o pedagogicheskom proshlom: interpretatsiya problem iproblemy interpretatsii” [Proceedings of Sources of the International Scientific and Practical Conference “Sources of Research on the Pedagogical Past: Interpretation of Problems and Problems of Interpretation”]. Moscow, Moscow State Pedagogical University Publ., 2019, pp. 121-127. (In Russian). EDN: DKALZK

5. Dorofeeva A. A., Stepanov S. Yu. K istorii otkrytiya obraztsovykh na-chal’nykh shkol v Astrakhanskoi eparkhii [On the history of the opening of model primary schools in Astrakhan diocese]. Materialy IV Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii “Astrakhanskie Petrovskie chteniya” [Proceedings of the 4th International Scientific Conference “Astrakhan Petrovsky Readings]. Astrakhan, Astrakhan State University Publ., 2020, pp. 151-153. (In Russian).

6. Emelyanova A. A. Deyatel’nost’ obraztsovoi odnoklassnoi zhenskoi tserkovno-prikhodskoi shkoly pri Orenburgskom eparkhial’nom uchilishche (konets XIX - nachalo XX v.) [Activities of the model one-class girls’ church-parish school at the Orenburg Diocesan Girls’ School (late 19 th - early 20th centuries)]. Sbornik materialov III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii,posvyashchennoi 140-letiyu nachala obrazovatel’noi deyatel’nosti Orenburgskoi dukhovnoi seminarii (1884) i 15-letiyu ee vozrozhdeniya (2009) “Pravoslavie v Rossii i za rubezhom: bogoslovie, istoriya, kul’tura, mezhreli-gioznyi dialog” [Proceedings of the 3rd International Scientific and Practical Conference Dedicated to the 140 th Anniversary of the Beginning of Educational Activities of Orenburg Theological Seminary (1884) and the 15 th Anniversary of its Revival (2009) “Orthodoxy in Russia and Abroad: Theology, History, Culture, Interreligious Dialogue”]. Orenburg, OrenDS Publ., 2024, pp. 122-131. (In Russian).

7. Zhitenev T. E. Sozdanie “Pravil o tserkovno-prikhodskikh shkolakh” ot 13 iyunya 1884 goda i reforma nachal’nykh shkol Svyateishego Sinoda [Creation of the “Rules on Church-Parish Schools” of June 13, 1884 and the reform of primary schools of the Holy Synod]. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishcheva [Bulletin of the Volga University named after V. N. Tat-ishchev]. 2009, no. 3, pp. 154-175. (In Russian).

8. Klevtsova O. V. Tserkovno-prikhodskie shkoly dorevolyutsionnoi Rossii v sisteme vospitaniya krest’yanskoi molodezhi (na primere Lipetsko-go uezda Tambovskoi gubernii) [Church-parish schools of pre-revolutionary Russia in the system of education of peasant youth: (based on the example of Lipetsk district of Tambov province)]. Istoriya: faktu i simvoly [History: Facts and Symbols]. 2018, no. 1 (14), pp. 61-68. (In Russian).

9. Kulakova N. I., Chernik M. V. Osobennosti organizatsii uchebno-vospitatel’noi raboty v obraztsovykh shkolakh Astrakhanskoi gubernii v 1880-1917 gg. [Features of the organization of educational and upbringing work in model schools of Astrakhan province in 1880-1917]. Vestnik NII gumanitarnykh nauk pri Pravitel’stve Respubliki Mordoviya [Bulletin of the Research Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia]. 2024, vol. 16, no. 1 (69), pp. 73-84. (In Russian).

10. Metodicheskoe nasledie zakonouchitelei rossiiskoi shkoly vtoroi poloviny XIX - nachala XX v. [Methodological heritage of religious teachers of the Russian school in the second half of the 19 th - early 20 th centuries]. Moscow, PSTGU Publ., 2019, 376 p. (In Russian).

11. Monyakova O. A. Nachal’nye shkoly pri seminariyakh i uchilishchkh “Devits dukhovnogo zvaniya” [Primary schools at seminaries and schools of “Maidens of the Clergy”]. Nauka i shkola [Science and School]. 2011, no. 2, pp. 138-140. (In Russian).

12. Rykhlova D. V. Iz istorii sozdaniya i razvitiya tserkovno-prikhodskikh shkol [From the history of the creation and development of church-parish schools]. Vysshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today]. 2018, pp. 44-48. (In Russian).

13. Smolich I. K. Iatoriya Russkoi tserkvi [History of the Russian Church]. Moscow, Spaso-Preobrazhensky Valaam Monastery Publ., 1996, part 1, 1700-1917, 798 p. (In Russian).

14. Shkarlat L. P. Obraztsovye tserkovno-prikhodskie shkoly pri Simferepol’skom eparkhial’nom zhenskom uchilishche i Tavricheskoi dukhovnoi seminarii - prakticheskaya baza dlya podgotovki vysokokvalifitsirovannykh uchitelei dlya nachal’nykh shkol Kryma [Model parochial schools at Simferopol Diocesan Girls’ School and Tauride Theological Seminary - a practical basis for training highly qualified teachers for primary schools in Crimea}. Yanvarskiepedagogicheskie chteniya [January Pedagogical Readings]. 2016, no. 2 (14), pp. 93-97. (In Russian).

15. Yakunin V. N. Dukhovnoe obrazovanie, tserkovno-prikhodskie i voskresnye shkoly v Samarskoi eparkhii vo vtoroi polovine XIX - nachale XX veka [Theological education, parochial and Sunday schools in the Samara diocese in the second half of the 19th - early 20th centuries]. Vestnik Oren-burgskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Orenburg State Pedagogical University]. 2019, no. 3 (31), pp. 276-289. (In Russian). Available at: http://vestospu.ru/archive/2019/articles/19_31_2019.pdf (accessed: 01.05.2025). DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2019.31.19.

Загрузки

Опубликован

2025-09-25

Выпуск

Раздел

Историческая теология и отечественная история

Категории

Как цитировать

Образцовые школы Российской империи в период конца XIX - начала XX века (по материалам Самарской губернии). (2025). Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии, 3 (32), 115-142. https://doi.org/10.51216/2687-072X_2025_3_115-142

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)