Использование епископом Евсевием Кесарийским термина «безбожник» (ἄθεοσ) в апологетическом трактате «Евангельское приуготовление» против эллинской философии

Авторы

  • Священник Дмитрий Юрьевич Дегтярев, аспирант кафедры богословских дисциплин Сретенской духовной академии Сретенская духовная академия 107031, Россия, г. Москва, ул. Большая Лубянка, д. 19, стр. 3. Автор https://orcid.org/0000-0003-2803-2699

DOI:

https://doi.org/10.51216/2687-072X_2023_3_39-57

Ключевые слова:

епископ Евсевий Кесарийский, апологетика, философия, эллины, Древняя Греция, безбожие, атеизм, трактат «Евангельское приуготовление»

Аннотация

В статье рассматривается использование термина «безбожник» (ἄθεος) в апологетическом трактате «Евангельское приуготовление» по отношению к эллинской философии и ее представителям. В трактате этот термин применяется не только по отношению к эллинской философии, но и к языческой религии в целом. Обвиняя эллинских языческих философов-материалистов в безбожии и характеризуя эллинскую философию как нечестивое и «безбожное суеверие», Евсевий использует данный термин преимущественно в значении незнания истинного и единого Бога. Противопоставляя материализму и языческому многобожию веру в единого Бога таких авторитетных для эллинского языческого общества мыслителей, как Платон и Сократ, кесарийский епископ обращает внимание на то, что христиане подобным же образом верят в единого Бога. Евсевий рассматривает обвинения в безбожии, выдвигаемые против Сократа, Протагора и Анаксагора. Объясняя безосновательность данных обвинений в адрес этих философов, апологет указывает на поверхностность и противоречивость упреков в безбожии от эллинских язычников, которые они адресуют не только христианам, но и своим философам. В работе представлен анализ аргументации и апологетических методов епископа Евсевия в отношении смыслового употребления термина «безбожник». Рассмотрено восприятие и использование этого термина не только в его трудах, но и в цитируемых им сочинениях иных авторов, в том числе эллинских философов. Показан вклад кесарийского епископа в смысловое развитие упомянутого термина и его трансформацию.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Библиографические ссылки

1. Болотов, В.В.Лекции по истории Древней Церкви. В 4 т. Т. 2. История Церкви в период до Константина Великого / В. В. Болотов ; под ред. [и с предисл.] А. Бриллиантова. – Санкт-Петербург : Тип. М. Меркушева, 1910. – 474 с.

2. Harnack A. The Mission and Expansion of Christianity in the First Three Centuries. – Grand Rapids, MI : Christian Classics Ethereal Library, 2005. – 436 p.

3. Gifford E. H. Preface to the online edition “Eusebius of Caesarea: Praeparatio evangelica (Preparation for the Gospel)”. – URL: http://www.tertullian.org/fathers/eusebius_pe_00_eintro.htm (дата обращения: 22.02.2023).

4. Wilamowitz-Möllendorf. Ein Bruchstück aus des Schrift Porphiyrius gegen die Christen // Zeitschrift für die Neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde der Älteren Kirche. – 1900. – Bd. 1.

5. Frede, M. Eusebius’ Apoloetic Writings // Apologetics in the Roman Empire : Pagans, Jews, and Christians. – Oxford : Oxford University Press, 1999. – P. 223–250.

6. Johnson, A. P. Eusebius’ Praeparatio Evangelica as Literary Experiment // Greek Literature in Late Antiquity: Dynamism, Didacticism, Classicism. Abingdon : Routledge, 2016. – Р. 67–91.

7. Морескини, К. История патристической философии / Клаудио Морескини. – Москва : Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2011. – 864 с. – ISBN 975-5-87245-170-9.

8. Laurin, J. R. Orientations maîtresses des apologistes chrétiens de 270 361. – Rome : Gregorian Biblical BookShop, 1954. – 487 p.

9. Obbink, D. The Atheism of Epicurus // Greek Roman and Byzantine Studies. – 1989. – № 30. – Р. 187–223.

10. Дружинин А., свящ. Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского / священник А. Дружинин. – Санкт-Петербург : Издательство Олега Абышко, 2007. – 352 с. – ISBN 5-89740-154-3.

11. Drachmann, A. B. Atheism in Pagan Antiquity. – London [etc.] : Gyldendal, 1922. – 172 p.

12. Bullivant, S., Ruse, M. The Oxford Handbook of Atheism. – Oxford : OUP, 2013. – 784 p.

13. Дегтярёв Д. Ю., свящ. Методологический замысел использования понятий «эллины», «евреи», «христиане» в трактате Евсевия Кесарийского «Евангельское Приуготовление» / священник Дегтярёв Дмитрий Юрьевич // Вестник Омской православной духовной семинарии. – 2022. – №1 (12). – С. 29–38.

14. Johnson, А. Р. Ethnicity and Argument in Eusebius’ Praeparatio Evangelica. – New York : Oxford University Press Inc., 2006. – 280 p.

15. Gallagher, E. Eusebius the Apologist : The Evidence of the Preparation and the Proof // Studia Patristica. – 1993. – № 26. – P. 251–260.

16. Young, F. Greek Apologists of the Second Century // Apologetics in the Roman Empire / eds. M. J. Edwards, M. Goodman, and S. Price. – Oxford, 1999. – Р. 81–104.

17. Античная философия : энциклопедический словарь. – Москва : Прогресс-Традиция, 2008. – 895 с. – ISBN: 5-89826-309-0.

18. Burnet, J. Early Greek philosophy. – 3rd edition. – London : Adam & Charles Black, 1920. – 389 p.

19. Bremmer, J. N. Atheism in Antiquity // The Cambridge Companion to Atheism / ed. by M. Martin. – Cambridge : CUP, 2007. – P. 11–26.

20. Казарян, А. Т. Атеизм / А. Т. Казарян // Православная энциклопедия. – Москва : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. – Т. 3. – ISBN 5-89572-008-0. – С. 660–670.

21. Доброцветов, П.К.Блаженный Феодорит Кирский (393–466). Лечение эллинских недугов. Слово X.Об истинных и ложных оракулах / Доброцветов Павел Кириллович // Сретенский сборник.– 2019.–№ 9/10.–С. 7–46.

22. Доброцветов, П.К. Блаженный Феодорит Кирский. Слово XII «О деятельной добродетели» из трактата «Лечение эллинских недугов» / Доброцветов Павел Кириллович. – DOI: 10.54700/diakrisis.2019.4.4.003 // Диакрисис. – 2019. – № 4 (4). – С. 60–83.

23. Доброцветов, П. К. Блаженный Феодорит Кирский и его Слово IV «О материи и космосе» из трактата «Лечение эллинских недугов» / Доброцветов Павел Кириллович. – DOI: 10/21638/spbu28.2019.308 // Вопросы теологии. – 2019. – Т. 1, № 3. – С. 441–443.

REFERENCES

1. Bolotov V. V.Lektsii po istorii Drevnei Tserkvi [Lectures on the history of the Ancient Church]. St. Petersburg, M. Merkusheva Publ., 1910, vol. 2 The history of the Church in the period before Constantine the Great, 474 p. (In Russian).

2. Harnack A. The Mission and Expansion of Christianity in the First Three Centuries. Grand Rapids, MI, Christian Classics Ethereal Library, 2005, 436 p. (In English).

3. Gifford E. H. Preface to the online edition “Eusebius of Caesarea: Praeparatio evangelica (Preparation for the Gospel)”. (In English). Available at: http://www.tertullian.org/fathers/eusebius_pe_00_eintro.htm (accessed 22.02.2023). 4. Wilamowitz‑Möllendorf. Ein Bruchstück aus des Schrift Porphiyrius gegen die Christen. Zeitschrift für die Neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde der Älteren Kirche. 1900. Bd. 1. (In German).

5. Frede M. Eusebius’ Apologetic Writings. Apologetics in the Roman Em-pire: Pagans, Jews, and Christians. Oxford, Oxford University Press Publ., 1999, pp. 223‑250. (In English).

6. Johnson A. P. Eusebius’ Praeparatio Evangelica as Literary Experi‑ment. Greek Literature in Late Antiquity: Dynamism, Didacticism, Classicism.Abingdon, Routledge Publ., 2016, pp. 67–91. (In English).

7. Moreschini K. Istoriya patristicheskoi filisofii [History of patristic phi‑losophy]. Moscow, Greek‑ Latin Study of Yu. A. Shichalin Publ., 2011, 864 p. (In Russian).

8. Laurin J. R. Orientations maîtresses des apologistes chrétiens de 270 a 361. Rome, Gregorian Biblical BookShop Publ., 1954, 487 p. (In French).

9. Obbink D. The Atheism of Epicurus. Greek Roman and Byzantine Stud-ies. 1989, no. 30, pp. 187‑223. (In English).

10. Druzhinin A., priest Zhizn’ i trudy sv. Dionisiya Velikogo, episkopa Aleksandriiskogo [The life and works of St. Dionysius the Great, Bishop of Alexandria]. St. Petersburg, Oleg Abyshko Publ., 2007, 352 p. (In Russian).

11. Drachmann A. B. Atheism in Pagan Antiquity. London, Gyldendal Publ., 1922, 172 p. (In English).

12. Bullivant S., Ruse, M. The Oxford Handbook of Atheism. Oxford, OUP Publ., 2013, 784 p. (In English).

13. Degtyarev D. Yu., priest Meetodologicheskii zamysel ispol’zovaniya ponyatii “elliny”, “evrei”, “khristiane” v traktate Evseviya Kesariiskogo “Evangel’skoe Priugotovlenie” [The methodological idea of using the con‑cepts of “Greeks”, “Jews”, “Christians” in the treatise of Eusebius of Caesarea “Preparation for the Gospel”]. Vestnik Omskoi pravoslavnoi dukhovnoi semi-narii [Bulletin of the Omsk Orthodox Theological Seminary]. 2022, no. 1 (12), pp. 29–38. (In Russian).

14. Johnson A. R. Ethnicity and Argument in Eusebius’ Praeparatio Evan‑gelica. New York, Oxford University Press Inc. Publ., 2006, 280 p. (In English).

15. Gallagher E. Eusebius the Apologist: The Evidence of the Preparation and the Proof. Studia Patristica. 1993, no. 26, pp. 251–260. (In English).

16. Young F. Greek Apologists of the Second Century. Apologetics in the Roman Empire Oxford, 1999, pp. 81–104. (In English).

17. Antichnaya filosofiya : entsiklopedicheskii slovar’ [Ancient philosophy: encyclopedic dictionary]. Moscow, Progress‑ Tradition Publ., 2008, 895 p. (In Russian).

18. Burnet J. Early Greek philosophy. London, Adam & Charles Black Publ., 1920, 389 p. (In English).

19. Bremmer J. N. Atheism in Antiquity. The Cambridge Companion to Atheism. Cambridge, CUP Publ., 2007, pp. 11–26. (In English).

20. Kazaryan A. T. Ateizm [Atheism]. Pravoslavnaya entsiklopediya [Or‑thodox Encyclopedia]. Moscow, Church‑ Scientific Center “Orthodox Encyclo‑pedia” Publ., 2001, vol. 3, pp. 660–670. (In Russian).

21. Dobrotsvetov P. K. Blazhennyi Feodorit Kirskii (393–466). Lechenie ellinskikh nedugov. Slovo X. Ob istinnykh i lozhnykh orakulakh [Blessed The‑odoret of Cyrus (393–466). Treatment of Hellenic ailments. Word X. About true and false oracles]. Sretenskii sbornik [Sretensky collection]. 2019, no. 9/10, pp. 7–46. (In Russian).

22. Dobrotsvetov P. K. Blazhennyi Feodorit Kirskii. Slovo XII “O deya‑tel’noi dobrodeteli” iz traktata “Lechenie ellinskikh nedugov” [Blessed The‑odoret of Cyrus. Word XII “On active virtue” from the treatise “Treatment of Hellenic ailments”]. DOI: 10.54700/diakrisis.2019.4.4.003 Diakrisia [Di‑acrisis]. 2019, no. 4 (4), pp. 60–83. (In Russian).

23. Dobrotsvetov P. K. Blazhennyi Feodorit Kirskii i ego Slovo IV “O ma‑terii i kosmose” iz traktata “Lechenie ellinskikh nedugov” [Blessed Theodoret of Cyrus and his Word IV “On Matter and Cosmos” from the treatise “Treat‑ment of Hellenic ailments”]. DOI: 10/21638/spbu28.2019.308 Voprosy teologii[Questions of Theology]. 2019, vol. 1, no. 3, pp. 441–443. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

2024-11-07

Выпуск

Раздел

Теология и религиозная философия

Категории

Как цитировать

Использование епископом Евсевием Кесарийским термина «безбожник» (ἄθεοσ) в апологетическом трактате «Евангельское приуготовление» против эллинской философии. (2024). Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии, 3 (24), 39-57. https://doi.org/10.51216/2687-072X_2023_3_39-57