От filioque до преподобного Амвросия Оптинского и дальше

Авторы

  • Федотов Сергей Николаевич, старший преподаватель Тамбовской духовной семинарии Автор

Ключевые слова:

старец, сотериология, filioque, конфессия, начальный этап секуляризации, кризис веры, духовное устроение сердца.

Аннотация

 Статья посвящена одному из феноменов в осмыслении роли и значения старчества в лице преподобного Амвросия Оптинского, который духовным опытом помогает людям, испытывающим проблемы с принятием, осознанием веры или ее утратой, вернуться к православной жизни и духовному устроению сердца, продолжая по-прежнему оставаться при исполнении своего профессионального долга в обстоятельствах светской жизни. Автор совершает схематический экскурс в историю Церкви, подчеркивая особенности трех христианских конфессий: в частности, рассматриваются особенности их сотериологии, причины изменений, приводящих к утрате покаяния и духовной жизни, к заботе только о мирской деятельности, а следовательно, к утрате веры, духовному разладу и кризису личности. В результате трансформация католицизма и протестантства все дальше отступающих от православного вероучения находит отражение в культуре. XXI век по-прежнему нуждается в православном опыте новых старцев, понимающих тонкости духовного делания и обладающих духовно-интеллектуальной зоркостью в решении вопросов людей, живущих в эпоху постмодерна.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Библиографические ссылки

1. См.: Лосский В.Н. Оптинские старцы. Джорданвиль, 1995.

2. Сциентизм (от лат. scientia - знание, наука) - идейная позиция, в основе которой лежит представление о научном, прежде всего физико-математическом знании и его технической машинерии как о наивысшей культурной ценности, определяющих развития человека в современном мире.

3. Существует тесная связь данного феномена с прелестью. «Мечтания есть как бы мост для бесов...». См.: Каллист Тиликуда. О безмолвничестской жизни // Добротолю-бие : в 5 т. М., 2010. Т. 5. С. 383.

4. Аскетика - раздел православного богословия, предметом которого является изучение процесса возрождения, исцеления падшей человеческой природы в ходе христианского подвижничества - молитвенно-покаянной жизни.

5. Ересь filioque осуждена на IV Константинопольском Соборе в 879-880 гг., а также на II Лионском соборе в 1274 г.

6. Монергизм - концепция лютеранской и особенно кальвинистской сотериологии, согласно которой человек спасается только действием благодати от Бога и не принимает участия в своем спасении; в кальвинистском учении монергизм приводит к отрицанию свободы воли человека; противоположен православной синергии. Учение о монергизме восходит к Августину Блаженному.

7. Речь идет о принципе «деятельного понимания» - установке православной эпистемологии на понимание духовного, причем рассуждения и теоретизирование носит лишь вспомогательный характер. См.: Хоружий С.С. Подвиг как органон : организация и герменевтика опыта в исихастской традиции // Вопр. философии. 1998. № 3. С. 73.

8. «Сущностно-энергийный» дискурс - это способ или метод строгого логического мышления в православном богословии с позиции онтологии категории сущности и ее проявления - энергии. Противоположна католическому эссенциальному дискурсу, где нет категории энергии.

9. Тропарь преподобному Амвросию Оптинскому.

REFERENCES

1. See: Lossky V.N. Optina Elders. Jordanville, 1995.

2. Scientism (from Latin scientia - knowledge, science) is an ideological position based on the idea of ​​scientific, primarily physical and mathematical knowledge and its technical machinery as the highest cultural value that determines human development in the modern world.

3. There is a close connection between this phenomenon and delusion. "Dreams are like a bridge for demons..." See: Kallistos Tilikuda. On the silent life // Dobrotolyubie: in 5 volumes. Moscow, 2010. Vol. 5. P. 383.

4. Asceticism is a section of Orthodox theology, the subject of which is the study of the process of rebirth, healing of fallen human nature in the course of Christian asceticism - a prayerful and penitential life.

5. The heresy filioque was condemned at the IV Council of Constantinople in 879-880, as well as at the II Council of Lyons in 1274.

6. Monergism is a concept of Lutheran and especially Calvinist soteriology, according to which a person is saved only by the action of grace from God and does not take part in his own salvation; in Calvinist teaching, monergism leads to the denial of human free will; opposite to Orthodox synergy. The doctrine of monergism goes back to Augustine of Hippo.

7. We are talking about the principle of "active understanding" - the attitude of Orthodox epistemology towards understanding the spiritual, where reasoning and theorizing are only auxiliary. See: Khoruzhy S.S. Feat as an organon: organization and hermeneutics of experience in the hesychastic tradition // Vopros. filosofii. 1998. No. 3. P. 73.

8. "Essential-energetic" discourse is a way or method of strict logical thinking in Orthodox theology from the position of the ontology of the category of essence and its manifestation - energy. Opposite to the Catholic essential discourse, where there is no category of energy.

9. Troparion to St. Ambrose of Optina.

Загрузки

Опубликован

2024-12-11

Выпуск

Раздел

Материалы секции богословия и библеистики

Категории

Как цитировать

От filioque до преподобного Амвросия Оптинского и дальше. (2024). Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии, 6, 102-110. https://ojs.tamds.ru/1/article/view/356

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)