Христологический аспект обожения в творениях святителя Феофана Затворника
Ключевые слова:
Святитель Феофан Затворник, Бог, Боговоплощение, обожение.Аннотация
В статье рассматривается христологический аспект обожения в трудах святителя Феофана Затворника. Центральной темой христологии является учение о Боговоплощении как основании обожения человека. Обожение человеческой природы Христа явилось результатом ее ипостасного соединения с Богом Словом, благодаря которому происходит т.н. «общение свойств»: Бог Слово, оставаясь неизменным по Своей человеческой природе, приобретает человеческие свойства, а человек, оставаясь тварным и природно ограниченным, приобретает свойства божественные, что делает его природу обоженной. Воплощение Второй Ипостаси Пресвятой Троицы - Бога Слова, стало залогом нашего спасения, а следовательно, и обожения человека. Автор приходит к выводу, что христологический аспект обожения в трудах святителя Феофана Затворника включает трактовку таких богословских понятий, как Боговоплощение, Искупление, жертва умилостивления, обновление естества и открывает смысл земного бытия человека, идущего путем спасения.
Скачивания
Библиографические ссылки
1. Феофан Затворник, сет. Начертание христианского нравоучения. М., 2003. С. 10.
2. Там же. С. 34.
3. Цит. по: Иларион (Алфеев), еп. Православие. В 2 т. М., 2008. Т. 1. С. 632.
4. Там же. С. 633.
5. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Киев, 2004. С. 457 .
6. Слово об обожении. М., 2004. С. 69.
7. Платон (Игумнов), архим. Православное нравственное богословие. Сергиев Посад, 1994. С.110.
8. Там же. С. 111.
9. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. С. 428.
10. Там же. С. 429.
11. Платон (Игумнов), архим. Православное нравственное богословие. С. 111.
12. Иванов, М.С. Грех первородный // Православ. энцикл. М., 2006. Т. 12. С. 346.
13. Цит. по: Лега ВЛ. История западной философии. В 2 ч. М., 2014. Ч. 1. С. 337.
14. Платон (Игумнов), архим. Православное нравственное богословие. С. 111.
15. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. С. 429.
16. Там же. С. 491.
17. Там же.
18. Там же. С. 459.
19. Феофан Затворник, сет. Начертание христианского нравоучения. С. 11-12.
20. Там же.
21. Там же. С. 13.
22. Там же.
23. Там же.
24. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. В 2 т. М., 1999.Т.2.С.10-11.
25. Гнедич П., прот. Догмат искупления в русской богословской науке (1893-1944). М., 2007. С. 41.
26. Там же. С. 37.
27. Феофан Затворник, сет. Начертание христианского нравоучения. С. 14.
28. Там же.
29. Там же.
30. Там же. С. 15.
31. Там же.
32. Там же. С. 15-16.
33. Там же. С. 16.
34. Там же. С. 17.
35. Там же.
36. Там же. С. 27.
37. Там же. С. 27-28.
38. Там же. С. 28.
39. Там же.
40. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. С. 29.
41. Там же.
42. Там же.
43. Там же. C. 31.
44. Там же.
REFERENCES
1. Feofan Zatvornik, set. Nachertanie hristianskogo nravoucheniya. M., 2003. S. 10.
2. Tam zhe. S. 34.
3. Cit. po: Ilarion (Alfeev), ep. Pravoslavie. V 2 t. M., 2008. T. 1. S. 632.
4. Tam zhe. S. 633.
5. Losskij V.N. Ocherk misticheskogo bogosloviya Vostochnoj Cerkvi. Dogmaticheskoe bogoslovie. Kiev, 2004. S. 457 .
6. Slovo ob obozhenii. M., 2004. S. 69.
7. Platon (Igumnov), arhim. Pravoslavnoe nravstvennoe bogoslovie. Sergiev Posad, 1994. S.110.
8. Tam zhe. S. 111.
9. Losskij V.N. Ocherk misticheskogo bogosloviya Vostochnoj Cerkvi. Dogmaticheskoe bogoslovie. S. 428.
10. Tam zhe. S. 429.
11. Platon (Igumnov), arhim. Pravoslavnoe nravstvennoe bogoslovie. S. 111.
12. Ivanov, M.S. Grekh pervorodnyj // Pravoslav. encikl. M., 2006. T. 12. S. 346.
13. Cit. po: Lega VL. Istoriya zapadnoj filosofii. V 2 ch. M., 2014. Ch. 1. S. 337.
14. Platon (Igumnov), arhim. Pravoslavnoe nravstvennoe bogoslovie. S. 111.
15. Losskij V.N. Ocherk misticheskogo bogosloviya Vostochnoj Cerkvi. Dogmaticheskoe bogoslovie. S. 429.
16. Tam zhe. S. 491.
17. Tam zhe.
18. Tam zhe. S. 459.
19. Feofan Zatvornik, set. Nachertanie hristianskogo nravoucheniya. S. 11-12.
20. Tam zhe.
21. Tam zhe. S. 13.
22. Tam zhe.
23. Tam zhe.
24. Makarij (Bulgakov), mitr. Pravoslavno-dogmaticheskoe bogoslovie. V 2 t. M., 1999.T.2.S.10-11.
25. Gnedich P., prot. Dogmat iskupleniya v russkoj bogoslovskoj nauke (1893-1944). M., 2007. S. 41.
26. Tam zhe. S. 37.
27. Feofan Zatvornik, set. Nachertanie hristianskogo nravoucheniya. S. 14.
28. Tam zhe.
29. Tam zhe.
30. Tam zhe. S. 15.
31. Tam zhe.
32. Tam zhe. S. 15-16.
33. Tam zhe. S. 16.
34. Tam zhe. S. 17.
35. Tam zhe.
36. Tam zhe. S. 27.
37. Tam zhe. S. 27-28.
38. Tam zhe. S. 28.
39. Tam zhe.
40. Feofan Zatvornik, svt. Nachertanie hristianskogo nravoucheniya. S. 29.
41. Tam zhe.
42. Tam zhe.
43. Tam zhe. C. 31.
44. Tam zhe.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Copyright (c) 2024 Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.