Театрализованная деятельность как фактор формирования исторического мышления у младших школьников в условиях обучения в православной воскресной школе
DOI:
https://doi.org/10.51216/2687-072X_2025_2_119-133Ключевые слова:
Закон Божий, православная воскресная школа, историческое мышление, методологическая неопределенность, театрализованная деятельность, сюжетно-ролевая игра, младший школьник.Аннотация
Объектом исследования выступает формирование исторического мышления у младших школьников. Предметом исследования является театрализованная деятельность как фактор формирования исторического мышления у младших школьников в процессе обучения в православной воскресной школе. Актуальность работы определяется последствиями кризиса духовности в конце XX - начале XXI века. Массовое внедрение крайних либеральных ценностей привело к потере четких духовных ориентиров для личностного развития молодого поколения, утрате осознания значимости исторических процессов и потере веры в возможность влияния на них каждой конкретной личности.
В статье поднимается проблема использования педагогических традиций церковно-приходской и современной православной воскресной школы в светском образовании. По мнению автора, нивелировать ситуацию методологической неопределенности при формировании исторического мышления и устойчивой матрицы духовных ценностей личности в светской и православной воскресной школах позволяет театрализованная деятельность, основанная на культурологических принципах христианского мышления.
Ведущими методами исследования в работе являются теоретико-аналитический, системный, проблемно-исторический, компаративный анализы, которые позволили определить педагогические преимущества православной воскресной школы в развитии культурологических основ исторического мышления у младших школьников.
В результате обосновывается тезис о том, что театрализованная деятельность, основанная на христианском типе мышления, позволяет развивать у младшего школьника коммуникативные, интеллектуальные, адаптивные способности. В процессе театрализованной деятельности происходит обогащение личного опыта у младшего школьника посредством осмысления, сопоставления в историческом масштабе, анализа поступков ветхо- и новозаветных героев и персонажей. Театрализованная деятельность в форме сюжетно-ролевой игры активизирует у детей разные виды памяти (родовую, историческую, этническую и др.) и способствует формированию на этой основе исторического мышления.
Для цитирования: Савватий (Никитин С. В.), иером. Театрализованная деятельность как фактор формирования исторического мышления у младших школьников в условиях обучения в православной воскресной школе. DOI: 10.51216/2687-072Х_2025_2_119-133. EDN: BJWQCP // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025. № 2 (31). С. 119-133.
Скачивания
Библиографические ссылки
Список источников
1. Союз писателей России раскритиковал современные детские книги (27.09.2024) // BOOKMIX: клуб любителей книг : сайт. URL: https://bookmix.ru/news/index.phtml?id=17948 (дата обращения: 01.04.2025).
Список литературы
1. Антонова О. А. Игровое пространство образования: школьная театральная педагогика // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2005. Т. 5, № 12. С. 335-344.
2. Артюхова Т. Ю, Петрова Т. И. Театрализованная деятельность как средство воспитания учащихся // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 31-35.
3. Дивногорцева С. Ю. Развитие православной культуры в современной России // Педагогика. 2011. № 4. С. 50-59.
4. Жужгова Н. В. Формирование исторического мышления в условиях современного образования // Пермский педагогический журнал. 2011. № 22. С. 91-95.
5. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. Москва : Зимородок, 2006. 418 с.
6. Максимова С. М. Театрализованная деятельность - важнейший фактор развития личности дошкольника // Молодой учёный. 2016. № 13 (117). С. 824-826.
7. Марченко Л. А. Реализация педагогического потенциала православной воскресной школы : дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2015. 240 с.
8. Мищенко Т. А., Шаболтай А. Проблема формирования исторического мышления и содержание учебников по истории России XX-XXI вв. (на примере изучения Великой Отечественной войны) // Копытинские чтения - IV : сборник статей Международной научно-практической конференции, г. Могилев, 19-20 марта 2020. Могилев : Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова, 2020. С. 94-96.
9. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студентов вузов. 4-е изд., стереотип. Москва : Издательский центр «Академия», 1999. 456 с.
10. Никитин С. В. Театрализованная деятельность как механизм религиозной социализации младших школьников в условиях обучения в православной воскресной школе // Православный собеседник. 2023. № 1 (31). С. 142-151.
11. Никитская Е. А. Православная воскресная школа как воспитательная организация: автореф.дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Москва, 2009. 23 с.
12. Никонова Н. И. К проблеме содержания понятия «театрализация» в школьном образовательном процессе // Наука и образование. 2010. № 1. С. 70-73.
13. Орлов М. О. Изучение религиозных традиций как фактор обеспечения светского характера культуры и образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 4. С. 405-409.
14. Савватий (Никитин С. В.), иеродиак. Возможности использования педагогического потенциала православной воскресной школы в процессе формирования исторического мышления учащихся // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2023. № 3 (24). С. 179-190.
15. Склярова Т. В. Традиции религиозной педагогики в исследовании социального воспитания // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 4. С. 35-37.
16. Уфимцева Е. И. Воскресная школа в системе религиозного образования Русской Православной Церкви // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 2. С. 44-52.
List of Sources
1. Soyuz pisatelei Rossii raskritikoval sovremennye detskie knigi (27.09.2024) [The Union of Writers of Russia criticized modern children’s books (27.09.2024)]. Sait kluba lyubitelei knig BOOKMIX [Book Lovers Club Website BOOKMIX]. (In Russian). Available at: https://bookmix.ru/news/index.phtml?id=17948 (accessed: 01.04.2025).
References
1. Antonova O. A. Igrovoe prostranstvo obrazovaniya: shkol’naya teatral’naya pedagogika [Game space of education: school theatrical pedagogy]. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gerztena [Bulletin of the Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen]. 2005, vol. 5, no. 12, pp. 335-344. (In Russian).
2. Artyukhova T. Yu., Petrova T. I. Teatralizovannaya deyatel’nost’ kak sredstvo vospitaniya uchashchikhsya [Theatrical activity as a means of educating students]. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astafeva [Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev]. 2015, no. 1 (31), pp. 31-35. (In Russian).
3. Divnogortseva S. Yu. Razvitie pravoslavnoi kul’tury v sovremennoi Rossii [Development of Orthodox culture in modern Russia]. Pedagogika [Pedagogy]. 2011, no. 4, pp. 50-59. (In Russian).
4. Zhuzhgova N. V. Formirovanie istoricheskogo myshleniya v usloviyakh sovremennogo obrazovaniya [Formation of historical thinking in the context of modern education]. Permskii pedagogicheskii zhurnal [Perm Pedagogical Journal]. 2011, no. 22, pp. 91-95. (In Russian).
5. Komarova T. S. Shkola esteticheskogo vospitaniya [School of aesthetic education]. Moscow, Zimorodok Publ., 2006, 418 p. (In Russian).
6. Maksimova S. M. Teatralizovannaya deyatel’nost’ - vazhneishii faktor razvitiya lichnosti shkol’nika [Theatrical activity is the most important factor in the development of a preschooler’s personality]. Molodoi uchenyi [Young Scientist]. 2016, no. 13 (117), pp. 824-826. (In Russian).
7. Marchenko L. A. Realizatsiya pedagogicheskogo potentsiala pravoslavnoi voskresnoi shkoly. Diss. kand. ped. nauk [Realization of the pedagogical potential of an Orthodox Sunday school. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2015, 240 p. (In Russian).
8. Mishchenko T. A., Shaboltai A. Problema formirovaniya istoricheskogo myshleniya i soderzhanie uchebnikov po istorii Rossii XX-XXI vv. (na primere izucheniya Velikoi Otechestvennoi voiny [The problem of formation of historical thinking and the content of textbooks on the history of Russia in the 20th-21st centuries (based on the study of the Great Patriotic War)]. Sbornik statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii “Kopytinskie chteniya - IV” [Proceedings of the International Scientific and Practical Conference “Kopytin Readings - IV”]. Mogilev, Mogilev State University named after A. A. Kuleshov Publ., 2020, pp. 94-96. (In Russian).
9. Mukhina V. S. Vozrastnaya psikhologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo [Age psychology: phenomenology of development, childhood, adolescence]. Moscow, Publishing Center “Academy” Publ., 1999, 456 p. (In Russian).
10. Nikitin S. V. Teatralizovannaya deyatel’nost’ kak mekhanizm religioznoi sotsializatsii mladshikh shkol’nikov v usloviyakh obucheniya v pravoslavnoi voskresnoi shkole [Theatrical activity as a mechanism of religious socialization of younger students in the context of education in an Orthodox Sunday school]. Pravoslavnyi sobesednik [Orthodox Interlocutor]. 2023, no. 1 (31), pp. 142-151. (In Russian).
11. Nikitskaya E. A. Pravoslavnaya voskresnaya shkola kak vospitatel’naya organizatsiya. Avtoref. diss. ... hand. ped. nauk [Orthodox Sunday school as an educational organization. Cand. ped. sci. diss. abstr.]. Moscow, 2009, 23 p. (In Russian).
12. Nikonova N. I. K probleme soderzhaniya ponyatiya “teatralizatsiya” v shkol’nom obrazovatel’nom protsesse [On the problem of the content of the concept of “theatricalization” in the school educational process]. Nauka i obrazovanie [Science and Education]. 2010, no. 1, pp. 70-73. (In Russian).
13. Orlov M. O. Izuchenie religioznykh traditsii kak faktor obespecheniya svetskogo kharaktera kul’tury i obrazovaniya [The study of religious traditions as a factor in ensuring the secular nature of culture and education]. Izvestiya Saratovskogo universiteta [Bulletin of the Saratov University]. New series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2021, vol. 21, issue. 4, pp. 405-409. (In Russian).
14. Savvaty (Nikitin S. V.), hierodeacon Vozmozhnosti ispol’zovaniya pedagogicheskogo potentsiala pravoslavnoi voskresnoi shkoly v protsesse formirovaniya istoricheskogo myshleniya uchashchikhsya [Possibilities of using the pedagogical potential of the Orthodox Sunday school in the process of forming historical thinking of students]. Bogoslovskii sbornik Tambovskoi dukhovnoi seminarii [Theological Collection of Tambov Theological Seminary]. 2023, no. 3 (24), pp. 179-190. (In Russian).
15. Sklyarova T. V. Traditsii religioznoi pedagogiki v issledovanii sotsial’nogo vospitaniya [Traditions of religious pedagogy in the study of social education]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. 2014, no. 4, pp. 35-37. (In Russian).
16. Ufimtseva E. I. Voskresnaya shkola v sisteme religioznogo obrazovaniya Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi [Sunday school in the system of religious education of the Russian Orthodox Church]. Izvestiya Saratovskogo universiteta [Bulletin of the Saratov University]. New series. Series: Sociology. Political Science, 2015, vol. 15, issue 2, pp. 44-52. (In Russian).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Copyright (c) 2025 Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.