Возможности использования педагогического потенциала православной воскресной школы в процессе формирования исторического мышления учащихся

Авторы

  • Иеродиакон Савватий (Никитин), старший преподаватель кафедры филологических и церковно‑практических дисциплин, проректор по воспитательной работе Тамбовской духовной семинарии Тамбовская духовная семинария, 392000, Россия, г. Тамбов, ул. М. Горького, д. 3. Автор https://orcid.org/0000-0001-7616-1263

DOI:

https://doi.org/10.51216/

Ключевые слова:

педагогический потенциал, православная воскресная школа, историческое мышление, школьное историческое образование, ценности, Закон Божий.

Аннотация

В статье определены возможности использования педагогического потенциала православной воскресной школы в процессе формирования исторического мышления учащихся. Автором раскрываются педагогические преимущества православной воскресной школы в развитии исторического мышления и его культуры у школьников разных возрастов; обосновывается тезис о том, что современное российское общество остро нуждается именно в этом типе мышления. В работе использованы системный и проблемно‑исторический анализ, обусловленные темой исследования. Автор акцентирует внимание на исторических фактах, свидетельствующих о попытках на государственном уровне сформировать у общества православное мировоззрение и культуру исторического мышления, задействуя педагогические возможности церковно‑приходских школ XIX века. Именно этой образовательной структуре во многом удавалось создавать необходимые условия для воспитания исторического мышления за счет выстраивания учебного плана вокруг обязательного для изучения предмета «Закон Божий». В статье сделан вывод о том, что современные православные воскресные школы, являясь, по сути, преемницами церковно-­приходских школ, призваны использовать опыт прошлых веков для своего внутреннего развития как образовательного института и качественного формирования культуры исторического мышления, а в конечном итоге – целостного православного мировоззрения у подрастающего поколения. 



Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Библиографические ссылки

1. Жужгова, Н.В.Формирование исторического мышления в условиях современного образования / Н. В.Жужгова // Пермский педагогический журнал. – 2011. – № 2. – С. 91–95.

2. Митрахович, В. А. Потенциал как педагогическая категория / В. А. Митрахович // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2008. – № 9. – С. 16–20.

3. Уфимцева, Е. И. Воскресная школа в системе религиозного образования Русской Православной Церкви / Е. И. Уфимцева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. – 2015. – Т. 15. – № 2. – С. 44–52.

4. Дивногорцева, С.Ю.Развитие православной педагогической культуры в современной России / С.Ю. Дивногорцева // Педагогика. – 2011. – № 4. – С. 50–59.

5. Никитин, С. В. Православная воскресная школа на этапе цивилизационного слома: перспективы развития / Никитин Сергей Викторович // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения : сборник статей XXIX Международной научно-­практической конференции. – Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение», 2022. – С. 133–138.

6. Косолапова, Т. В. Духовно-­нравственное воспитание учащихся в церковно-­приходской воскресной школе : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Косолапова Татьяна Витальевна ; Иркутский государственный университет. – Иркутск, 2017. – 282 с.

7. Никитская, Е.А. Православная воскресная школа как воспитательная организация : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Никитская Екатерина Александровна ; Московский педагогический государственный университет. – Москва, 2009. – 23 с.

8. Марченко, Л. А. Реализация педагогического потенциала православной воскресной школы : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Марченко Любовь Андреевна ; Московский гуманитарный университет. – Москва, 2015. – 240 с.

9. Даниель-Ропс, А. Общее введение в Священное Писание / Анри Даниель-­Ропс. – URL: https://claret.ru/liturgy/biblia/appendix/introd. htm (дата обращения: 01.05.2023).

10. Парамонов, И. Ф. Развитие художественной культуры младших школьников в условиях воскресной школы : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания» : автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Парамонов Иван Федорович ; Уральский государственной педагогический университет. – Екатеринбург. – 2008. – 21 с.

REFENCES

1. Zhuzhgova N. V.Formirovanie istoricheskogo myshleniya v usloviyakh sovremennogo obrazovaniya [Formation of historical thinking in the conditions of modern education]. Permskii pedagogicheskii zhurnal [Perm Pedagogical Journal]. 2011, no. 2, pp. 91–95. (In Russian).

2. MitrakhovichV.A.Potentsial kak pedagogicheskaya kategoriya [Potential as a pedagogical category]. Izvestiya Volgogradskogo pedagogicheskogo universiteta [Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University]. 2008, no. 9, pp. 16–20. (In Russian).

3. UfimtsevaE.I. Voskresnaya shkola v sisteme religioznogo obrazovaniya Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi [Sunday school in the system of religious education of the Russian Orthodox Church]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Sotsiologiya. Politologiya. [Bulletin of the Saratov University. New Searies. Series: Sociology. Political Science]. 2015, vol. 15, no. 2, pp. 44–52. (In Russian).

4. Divnogortseva S.Yu.Razvitie pravoslavnoi pedagogicheskoi kul’tury v sovremennoi Rossii [Development of Orthodox pedagogical culture in modern Russia]. Pedagogika [Pedagogy]. 2011, no. 4. pp. 50–59. (In Russian).

5. Nikitin S. V.Pravoslavnaya voskresnaya shkola na etape tsivilizatsionnogo sloma: perspektivy razvitiya [Orthodox Sunday school at the stage of civilizational breakdown: development prospects]. Sbornik statei XXIX Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii “Nauka i innovatsii v XXI veke: aktual’nye voprosy, otkrytiya i dostizheniya [Proceedings of the 29th International Scientific and Practical Conference “Science and Innovations in the 21st Century: Topical Issues, Discoveries and Achievements”]. Penza: ICNS “Science and Education” Publ., 2022, pp. 133-138. (In Russian).

6. Kosolapova T. V. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie uchashchikhsya v tserkovno-prikhodskoi voskresnoi shkole. Diss. kand. ped. nauk [Spiritual and moral education of students in the parochial Sunday school. Cand. ped. sci. diss.] Irkutsk, 2017, 282 p. (In Russian).

7. NikitskayaE.A.Pravoslavnaya voskresnaya shkola kak vospitatel’naya organizatsiya. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Orthodox Sunday school as an educational organization. Abstr. cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2009, 23 p. (In Russian).

8. Marchenko L. A. Realizatsiya pedagogicheskogo potentsiala pravoslavnoi voskresnoi shkoly. Diss. kand. ped. nauk [Realization of the pedagogical potential of the Orthodox Sunday school. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2015, 240 p. (In Russian).

9. Daniel-­Rops A. Obshchee vvedenie v Svyashchennoe Pisanie [General Introduction to the Holy Scriptures]. (In Russian). Available at: https://claret.ru/liturgy/biblia/appendix/introd.htm (accessed: 01.05.2023).

10. Paramonov I. F. Razvitie khudozhestvennoi kul’tury mladshikh shkol’nikov v usloviyakh voskresnoi shkoly. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [The development of the artistic culture of younger schoolchildren in a Sunday school. Abstr. cand. ped. sci. diss.]. Ekaterinburg, 2008, 21 p. (in Russian).

Загрузки

Опубликован

2024-11-07

Как цитировать

Возможности использования педагогического потенциала православной воскресной школы в процессе формирования исторического мышления учащихся. (2024). Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии, 3 (24), 179-190. https://doi.org/10.51216/

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)