Man and the World in the Philosophy of A.F. Losev (Monk Andronicus)
Keywords:
A. F. Losev’s philosophy, anthropology, cosmology, philosophical theology.Abstract
This article proposes to view the connection between theology, cosmology and anthropology (areas of knowledge based on such categories as ‘God’, ‘world’ and ‘man’) from the perspective of A. F. Losev’s philosophy. Possible types of human and cosmic relations, determined by the religious and philosophical system reproduced by them, are considered. Special role of man and their existence in relation to the existence of other components of the universe (anthropic principle) is emphasized. In the framework of Losev’s philosophical methodology the author substantiates the necessity of absolute origin (that is, God), which generates the world and man as its own relative image, which in the perspective of personal practice is capable of real communication both with the absolute origin (God) and with the relative one (world). It is shown that the nature of the relationship of the categories ‘God’, ‘world’ and ‘man’ determines the nature of human reality.
Downloads
References
1. «В религии я всегда был апологетом ума, и в мистическо-духовном, и в научно-рациональном смысле». См.: Лосев А. Ф., Лосева В. М. «Радость на веки» : переписка лагерных времен. М., 2005. 264 с.
2. См.: Гоготишвили Л. А. Коммуникативная версия исихазма // А.Ф. Лосев. Миф -Число - Сущность. М., 1994. С. 878-893 ; Петриковская, Е. С. Антропосинтез А. Ф Лосева // Актуальні проблеми філософії та соціології. 2016. Вип. 12. С. 96-101.
3. В отличие от языческих представлений о человеке как микрокосме, статус человека в христианстве, по Лосеву, макро-космический, так как не в космосе, а в человеке обретается полнота творения.
4. Лосев предпочитает использовать терминологию Г.В.Ф. Гегеля, преобразуя его классическую триаду в пентаду категорий: в-себе-бытие, для-себя-бытие, в-себе-и-для-себя-бытие, для себя-и-для-иного бытие, для-иного-бытие.
5. Лосев А. Ф. Исследования по философии и психологии мышления // Лосев А. Ф. На рубеже эпох : работы 1910-х - начала 1920-х годов. М., 2015. С. 381.
6. Этот тезис оказывается достаточно сходным с понятием антропного принципа развиваемого в современной космологии. Например, см.: Павленко А. Н. Европейская космология: основания эпистемологического поворота. М., 1997. 256 с.
7. Гравин А. А. Категория «энергия» в философском антиковедении А. Ф. Лосева // Страницы : богословие, культура, образование. 21:3. 2017. С. 389-405.
8. Такой взгляд наследуется Лосевым из неоплатонических построений Плотина (теория внутренней и внешней энергии) и Прокла (теория энергийной причастности), чьи методологические находки впоследствии были восприняты и творчески переосмыслены православными богословами (это, в первую очередь, Ареопагитский корпус и труды отцов-каппадокийцев).
9. Подробнее (о диалектике тетрактиды А и тетрактиды Б) см.: Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука // А. Ф. Лосев. Бытие - имя - космос. М., 1993. 958 с.
10. Величина этой степени относится Лосевым к категории напряженности. См.: там же. С.302.
11. См., например, схему в кн.: Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М., 2001. 558 с.
REFERENCES
1. «V religii ya vsegda byl apologetom uma, i v mistichesko-duhovnom, i v nauchno-racional'nom smysle». Sm.: Losev A. F., Loseva V. M. «Radost' na veki» : perepiska lagernyh vremen. M., 2005. 264 s.
2. Sm.: Gogotishvili L. A. Kommunikativnaya versiya isihazma // A.F. Losev. Mif -Chislo - Sushchnost'. M., 1994. S. 878-893 ; Petrikovskaya, E. S. Antroposintez A. F Loseva // Aktual'nі problemi fіlosofії ta socіologії. 2016. Vip. 12. S. 96-101.
3. V otlichie ot yazycheskih predstavlenij o cheloveke kak mikrokosme, status cheloveka v hristianstve, po Losevu, makro-kosmicheskij, tak kak ne v kosmose, a v cheloveke obretaetsya polnota tvoreniya.
4. Losev predpochitaet ispol'zovat' terminologiyu G.V.F. Gegelya, preobrazuya ego klassicheskuyu triadu v pentadu kategorij: v-sebe-bytie, dlya-sebya-bytie, v-sebe-i-dlya-sebya-bytie, dlya sebya-i-dlya-inogo bytie, dlya-inogo-bytie.
5. Losev A. F. Issledovaniya po filosofii i psihologii myshleniya // Losev A. F. Na rubezhe epoh : raboty 1910-h - nachala 1920-h godov. M., 2015. S. 381.
6. Etot tezis okazyvaetsya dostatochno skhodnym s ponyatiem antropnogo principa razvivaemogo v sovremennoj kosmologii. Naprimer, sm.: Pavlenko A. N. Evropejskaya kosmologiya: osnovaniya epistemologicheskogo povorota. M., 1997. 256 s.
7. Gravin A. A. Kategoriya «energiya» v filosofskom antikovedenii A. F. Loseva // Stranicy : bogoslovie, kul'tura, obrazovanie. 21:3. 2017. S. 389-405.
8. Takoj vzglyad nasleduetsya Losevym iz neoplatonicheskih postroenij Plotina (teoriya vnutrennej i vneshnej energii) i Prokla (teoriya energijnoj prichastnosti), ch'i metodologicheskie nahodki vposledstvii byli vosprinyaty i tvorcheski pereosmysleny pravoslavnymi bogoslovami (eto, v pervuyu ochered', Areopagitskij korpus i trudy otcov-kappadokijcev).
9. Podrobnee (o dialektike tetraktidy A i tetraktidy B) sm.: Losev A. F. Antichnyj kosmos i sovremennaya nauka // A. F. Losev. Bytie - imya - kosmos. M., 1993. 958 s.
10. Velichina etoj stepeni otnositsya Losevym k kategorii napryazhennosti. Sm.: tam zhe. S.302.
11. Sm., naprimer, skhemu v kn.: Losev A. F. Dialektika mifa. M., 2001. 558 s.
Published
Issue
Section
Categories
License
Copyright (c) 2024 Theological Collection of Tambov Theological Seminary

This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.