Человек и мир в философии А.Ф. Лосева (монаха Андроника)

Авторы

  • Гравин Артем Андреевич, кандидат технических наук, доцент кафедры философии и методологии науки Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 392000, Россия, г. Тамбов, ул. Интернациональная, д. 33. Автор https://orcid.org/0000-0003-3357-6412

Ключевые слова:

философия А. Ф. Лосева, антропология, космология, философская теология.

Аннотация

В данной статье предложено рассмотрение связи теологии, космологии и антропологии (областей знаний, базирующихся на категориях «Бог», «мир» и «человек») в перспективе философии А. Ф. Лосева. Рассмотрены возможные типы связей человеческого и космического, определяемые воспроизводимой ими религиозно-философской системой. Подчеркнута особенная роль человека и его бытия по отношению к бытию других составляющих мироздания (антропный принцип). Обосновывается необходимость в рамках лосевской философской методологии абсолютного первоначала (то есть Бога), порождающего мир и человека как собственный относительный образ, способный в перспективе личной практики к действительному общению, как с самим абсолютным первоначалом (Богом), так и с относительным (миром). Показано, что характер связи категорий «Бог», «мир» и «человек» определяет характер человеческой действительности.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Библиографические ссылки

1. «В религии я всегда был апологетом ума, и в мистическо-духовном, и в научно-рациональном смысле». См.: Лосев А. Ф., Лосева В. М. «Радость на веки» : переписка лагерных времен. М., 2005. 264 с.

2. См.: Гоготишвили Л. А. Коммуникативная версия исихазма // А.Ф. Лосев. Миф -Число - Сущность. М., 1994. С. 878-893 ; Петриковская, Е. С. Антропосинтез А. Ф Лосева // Актуальні проблеми філософії та соціології. 2016. Вип. 12. С. 96-101.

3. В отличие от языческих представлений о человеке как микрокосме, статус человека в христианстве, по Лосеву, макро-космический, так как не в космосе, а в человеке обретается полнота творения.

4. Лосев предпочитает использовать терминологию Г.В.Ф. Гегеля, преобразуя его классическую триаду в пентаду категорий: в-себе-бытие, для-себя-бытие, в-себе-и-для-себя-бытие, для себя-и-для-иного бытие, для-иного-бытие.

5. Лосев А. Ф. Исследования по философии и психологии мышления // Лосев А. Ф. На рубеже эпох : работы 1910-х - начала 1920-х годов. М., 2015. С. 381.

6. Этот тезис оказывается достаточно сходным с понятием антропного принципа развиваемого в современной космологии. Например, см.: Павленко А. Н. Европейская космология: основания эпистемологического поворота. М., 1997. 256 с.

7. Гравин А. А. Категория «энергия» в философском антиковедении А. Ф. Лосева // Страницы : богословие, культура, образование. 21:3. 2017. С. 389-405.

8. Такой взгляд наследуется Лосевым из неоплатонических построений Плотина (теория внутренней и внешней энергии) и Прокла (теория энергийной причастности), чьи методологические находки впоследствии были восприняты и творчески переосмыслены православными богословами (это, в первую очередь, Ареопагитский корпус и труды отцов-каппадокийцев).

9. Подробнее (о диалектике тетрактиды А и тетрактиды Б) см.: Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука // А. Ф. Лосев. Бытие - имя - космос. М., 1993. 958 с.

10. Величина этой степени относится Лосевым к категории напряженности. См.: там же. С.302.

11. См., например, схему в кн.: Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М., 2001. 558 с.

REFERENCES

1. «V religii ya vsegda byl apologetom uma, i v mistichesko-duhovnom, i v nauchno-racional'nom smysle». Sm.: Losev A. F., Loseva V. M. «Radost' na veki» : perepiska lagernyh vremen. M., 2005. 264 s.

2. Sm.: Gogotishvili L. A. Kommunikativnaya versiya isihazma // A.F. Losev. Mif -Chislo - Sushchnost'. M., 1994. S. 878-893 ; Petrikovskaya, E. S. Antroposintez A. F Loseva // Aktual'nі problemi fіlosofії ta socіologії. 2016. Vip. 12. S. 96-101.

3. V otlichie ot yazycheskih predstavlenij o cheloveke kak mikrokosme, status cheloveka v hristianstve, po Losevu, makro-kosmicheskij, tak kak ne v kosmose, a v cheloveke obretaetsya polnota tvoreniya.

4. Losev predpochitaet ispol'zovat' terminologiyu G.V.F. Gegelya, preobrazuya ego klassicheskuyu triadu v pentadu kategorij: v-sebe-bytie, dlya-sebya-bytie, v-sebe-i-dlya-sebya-bytie, dlya sebya-i-dlya-inogo bytie, dlya-inogo-bytie.

5. Losev A. F. Issledovaniya po filosofii i psihologii myshleniya // Losev A. F. Na rubezhe epoh : raboty 1910-h - nachala 1920-h godov. M., 2015. S. 381.

6. Etot tezis okazyvaetsya dostatochno skhodnym s ponyatiem antropnogo principa razvivaemogo v sovremennoj kosmologii. Naprimer, sm.: Pavlenko A. N. Evropejskaya kosmologiya: osnovaniya epistemologicheskogo povorota. M., 1997. 256 s.

7. Gravin A. A. Kategoriya «energiya» v filosofskom antikovedenii A. F. Loseva // Stranicy : bogoslovie, kul'tura, obrazovanie. 21:3. 2017. S. 389-405.

8. Takoj vzglyad nasleduetsya Losevym iz neoplatonicheskih postroenij Plotina (teoriya vnutrennej i vneshnej energii) i Prokla (teoriya energijnoj prichastnosti), ch'i metodologicheskie nahodki vposledstvii byli vosprinyaty i tvorcheski pereosmysleny pravoslavnymi bogoslovami (eto, v pervuyu ochered', Areopagitskij korpus i trudy otcov-kappadokijcev).

9. Podrobnee (o dialektike tetraktidy A i tetraktidy B) sm.: Losev A. F. Antichnyj kosmos i sovremennaya nauka // A. F. Losev. Bytie - imya - kosmos. M., 1993. 958 s.

10. Velichina etoj stepeni otnositsya Losevym k kategorii napryazhennosti. Sm.: tam zhe. S.302.

11. Sm., naprimer, skhemu v kn.: Losev A. F. Dialektika mifa. M., 2001. 558 s.

Опубликован

2024-12-11

Выпуск

Раздел

Материалы секции богословия и библеистики

Категории

Как цитировать

Человек и мир в философии А.Ф. Лосева (монаха Андроника). (2024). Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии, 6, 111-116. https://ojs.tamds.ru/1/article/view/357