Ceramics in an Orthodox Church

Authors

  • Marina A. Klimkova, teacher at Tambov Theological Seminary Tambov Theological Seminary, 392000, Russia, Tambov, M. Gorky St., 3. Автор

Keywords:

Ceramics, Orthodox church, tiles, faience-enamel iconostases, Annunciation Church in Novotomnikovo, Michael the Archangel Church in Mordovo, E. D. Polenova, church in Abramtsevo, Spaso-Preobrazhensky Cathedral in Tambov.

Abstract

The Greek word "keramos" means "clay". People have been making baked clay products since ancient times. Nowadays, they are common finds in archaeological excavations, as they are very durable. The author of the article concludes that now, during the period of restoration of old and construction of new churches, architects are again beginning to use tiles. However, the availability of modern technology and high-quality materials is sometimes insufficient for the revival of this unique branch of decorative art. In order to better understand the art of the past and take a decisive step into the future, it is necessary not only to have the skills of a potter and knowledge of the history of ceramics, but also the talent and skill of an artist, which will allow one to embody an ancient tradition in a new artistic experience.

Downloads

Download data is not yet available.

References

1. Цит. по кн.: Бычков В.В. Русская средневековая эстетика (XI-XVII века). М., 1992. С. 178.

2. См.: Климкова МЛ. История керамики русского православного храма // Хоругвь. М., 2003. Вып. 3.

3 «Керамида» - слово греческого происхождения; было распространено у южных славян и обозначало черепицу (обожженную глину).

4. См.: Успенский Л А. Богословие иконы Православной Церкви. М., 1989. С. 31.

5. Кондаков Н. П., Толстой И.И. Русские Древности в памятниках искусства. СПб., 1899. Вып. 6. С. 122.

6. Изразец - обожженная глиняная плитка с рельефом или росписью, на тыльной стороне которой имеются выступы, образующие открытую коробку (румпу), для крепления в стене.

7. «Мурава» - свинцовая глазурь, которой покрывали изразец. Техника изготовления зеленой свинцовой глазури впервые появилась на Руси в Киеве, затем в Пскове.

8. Об этом, к примеру, до сих пор свидетельствует купол собора Мирожского монастыря.

9. Круглые плиты не сохранились.

10. Образы китовраса и барса являются древними символами Пскова: до начала XIV в. гербом города было изображение китовраса, с 1327 г. - барса.

11. Наиболее выразительные из них можно видеть на Благовещенской церкви Псково-Печерского монастыря (1540) и Никольском соборе (1543) города Острова.

12. «Терракоты» - так называемые «красные изразцы». Основанием для их названия послужили красные оттенки лицевой части керамических плиток.

13. См.: Божков А. Българская икона. София, 1984.

14. Имели размер: 282x163 см.

15. Диаметр иконы: 293 см.

16. Не случайно исследователи сравнивали их со «Святославовым Распятием» (1230-1234) Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, а отдельные пластические элементы - с формами владимиро-суздальской и раннемосковской архитектуры, либо с формой складней мелкой пластики. Подробнее см.: Воронин Н.Н. Зодчество Северо-восточной Руси XII-XV веков. М., 1962. Т. 2. С. 452; Рындина А.В. Историко-художественное значение изразцов Успенского собора в г. Дмитрове // Древнерусское искусство: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV-XVI веков. М., 1968. С. 470.

17. Подробнее см.: Вагнер Г.К. От символа к реальности: Развитие пластического образа в русском искусстве XIV-XV веков. М., 1980. С. 167-172.

18. Отдельные изразцы и сложенные из них звезды украшали шатер Покровского собора на Красной площади в Москве, которые в XVII в. были заменены плитками из красной глины с «глухими» эмалями.

19. Маслих СЛ. Русское изразцовое искусство XV-XIX веков. М., 1983. С. 18.

20. Первоначальное наружное изразцовое убранство Ново-Иерусалимского собора было утрачено в середине XVIII в., когда здание перестраивалось по проекту В. Растрелли, однако сохранились его отдельные фрагменты в виде наличников, поясов и др.

21. Прозвище «Полубес» является однокоренным словом со словом «лубок».

22. Исследователи считают, что в основе творчества И. Максимова и С. Иванова лежит древняя традиция изготовления и использования архитектурного керамического декора, примером которого может служить Борисоглебская церковь в Гродно (XII в.). См.: Декоративно-прикладное искусство Белоруссии XII-XVIII веков. Минск, 1984. С. 9. Любопытно, что другие историки искусства предполагают, что декор храма святых Бориса и Глеба в предместье Гродно был создан русскими мастерами, привезенными туда дочерью князя Владимира Мономаха - Агафьей. В 1116 г. княжна была выдана замуж за гродненского князя Всеволодко Давидовича и вместе со своим приданым привезла с собой русских ремесленников. Ю. Овсянников пишет о возрождении изразцового искусства в Московской Руси: «Кто знает, может быть, из литовской земли, из Гродно через Псков или другие города вернулось на Русь три столетия спустя искусство архитектурной керамики, уже облаченное в новые одежды» (Овсянников Ю. Солнечные плитки: Рассказы об изразцах. М., 1966. С. 20).

23. Влияние Востока в цветовой гамме и узоре ярославских изразцовых декоров церквей обусловливалось связями с Азией, проходившими по большому торговому пути - реке Волге.

24. Подробнее см.: Климкова МЛ. Соборная площадь города Тамбова. Тамбов, 2011. С.31-32.

25. Подробнее см.: Баранова С.И. Москва изразцовая. М., 2006. С. 155-160.

26. Возможно, облицовку печи сделали при святителе Питириме Тамбовском.

27. Подробнее см.: Сергеенко И.И. Сюжеты и орнаменты русских изразцов XVII-XVIII веков // Труды Государственного Исторического музея. М., 1990. Вып. 75: Памятники русской народной культуры XVIII-XIX вв.

28. См.: Михайлова О.Э. Материалы к вопросу о развитии русского изразцового производства первой половины XVIII века и его связей с голландскими изразцами // Труды Государственного Эрмитажа. Л., 1983. Вып. 72: Прикладное искусство Западной Европы и России.

29. См.: Забелин И.Е. Историческое обозрение финифтяного и ценинного дела в России. Раздел «Ценина» // Записки Санкт-Петербургского Археологического общества. СПб., 1853. Т. 6.

30. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI-XVII столетиях. М., 1990. Кн. 1: Государев двор, или дворец. С. 133.

31. Репин И. Переписка, 1871-1876. М. - Л., 1948. С. 127.

32. Подробнее см.: Пруслина К. «Искусство глины» рубежа веков // Художник. М., 1973. № 12.

33. Цит.: Виктор Михайлович Васнецов. М., 1987. С. 244-245.

34. Подробнее см.: Некрасов М. Поленовы на тамбовской и саратовской земле. Тамбов, 2015. С.21-24.

35. Султанов Н.В. Изразцы в древнерусском искусстве // Прохоров А. Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной. СПб., 1885. Т. 4; Султанов Н.В. Древнерусские красные изразцы // Археологические известия и заметки, 1894. № 12.

36. Султанов Н.В. Русское искусство в западной оценке // Зодчий, 1880. № 1. С. 8.

37. Подробнее см.: Нащокина Н.В. Архитектурный ансамбль усадьбы / Нащокина М.В., Савельев Ю.Р., Дудник Н.И., Алехина В.В. // Новотомниково. Воронеж, 2002; Климкова МЛ. Из истории строительства церкви в селе Новотомниково // Воронцовы -два века в истории России: Труды Воронцовского общества (вып. 7). СПб., 2002; Ее же. Благовещенская церковь в селе Новотомниково (к 120-летию со времени основания) // ТЕВ. 2009; Ее же. Изразцовые иконостасы архитектора Султанова // Московский журнал. 2010. № 8.

38. Савина Л. Фарфоровый иконостас // Памятники Отечества: Подмосковье. М., 1994. № 31. С. 155. В тексте статьи фаянсовые иконостасы ошибочно названы фарфоровыми (фаянс - изделие из белой глины, обожженной в печи при температуре 1200°).

REFERENCES

1. Cit. po kn.: Bychkov V.V. Russkaya srednevekovaya estetika (XI-XVII veka). M., 1992. S. 178.

2. Sm.: Klimkova ML. Istoriya keramiki russkogo pravoslavnogo hrama // Horugv'. M., 2003. Vyp. 3.

3 «Keramida» - slovo grecheskogo proiskhozhdeniya; bylo rasprostraneno u yuzhnyh slavyan i oboznachalo cherepicu (obozhzhennuyu glinu).

4. Sm.: Uspenskij L A. Bogoslovie ikony Pravoslavnoj Cerkvi. M., 1989. S. 31.

5. Kondakov N. P., Tolstoj I.I. Russkie Drevnosti v pamyatnikah iskusstva. SPb., 1899. Vyp. 6. S. 122.

6. Izrazec - obozhzhennaya glinyanaya plitka s rel'efom ili rospis'yu, na tyl'noj storone kotoroj imeyutsya vystupy, obrazuyushchie otkrytuyu korobku (rumpu), dlya krepleniya v stene.

7. «Murava» - svincovaya glazur', kotoroj pokryvali izrazec. Tekhnika izgotovleniya zelenoj svincovoj glazuri vpervye poyavilas' na Rusi v Kieve, zatem v Pskove.

8. Ob etom, k primeru, do sih por svidetel'stvuet kupol sobora Mirozhskogo monastyrya.

9. Kruglye plity ne sohranilis'.

10. Obrazy kitovrasa i barsa yavlyayutsya drevnimi simvolami Pskova: do nachala XIV v. gerbom goroda bylo izobrazhenie kitovrasa, s 1327 g. - barsa.

11. Naibolee vyrazitel'nye iz nih mozhno videt' na Blagoveshchenskoj cerkvi Pskovo-Pecherskogo monastyrya (1540) i Nikol'skom sobore (1543) goroda Ostrova.

12. «Terrakoty» - tak nazyvaemye «krasnye izrazcy». Osnovaniem dlya ih nazvaniya posluzhili krasnye ottenki licevoj chasti keramicheskih plitok.

13. Sm.: Bozhkov A. B"lgarskaya ikona. Sofiya, 1984.

14. Imeli razmer: 282x163 sm.

15. Diametr ikony: 293 sm.

16. Ne sluchajno issledovateli sravnivali ih so «Svyatoslavovym Raspyatiem» (1230-1234) Georgievskogo sobora v Yur'eve-Pol'skom, a otdel'nye plasticheskie elementy - s formami vladimiro-suzdal'skoj i rannemoskovskoj arhitektury, libo s formoj skladnej melkoj plastiki. Podrobnee sm.: Voronin N.N. Zodchestvo Severo-vostochnoj Rusi XII-XV vekov. M., 1962. T. 2. S. 452; Ryndina A.V. Istoriko-hudozhestvennoe znachenie izrazcov Uspenskogo sobora v g. Dmitrove // Drevnerusskoe iskusstvo: Hudozhestvennaya kul'tura Moskvy i prilezhashchih k nej knyazhestv XIV-XVI vekov. M., 1968. S. 470.

17. Podrobnee sm.: Vagner G.K. Ot simvola k real'nosti: Razvitie plasticheskogo obraza v russkom iskusstve XIV-XV vekov. M., 1980. S. 167-172.

18. Otdel'nye izrazcy i slozhennye iz nih zvezdy ukrashali shater Pokrovskogo sobora na Krasnoj ploshchadi v Moskve, kotorye v XVII v. byli zameneny plitkami iz krasnoj gliny s «gluhimi» emalyami.

19. Maslih SL. Russkoe izrazcovoe iskusstvo XV-XIX vekov. M., 1983. S. 18.

20. Pervonachal'noe naruzhnoe izrazcovoe ubranstvo Novo-Ierusalimskogo sobora bylo utracheno v seredine XVIII v., kogda zdanie perestraivalos' po proektu V. Rastrelli, odnako sohranilis' ego otdel'nye fragmenty v vide nalichnikov, poyasov i dr.

21. Prozvishche «Polubes» yavlyaetsya odnokorennym slovom so slovom «lubok».

22. Issledovateli schitayut, chto v osnove tvorchestva I. Maksimova i S. Ivanova lezhit drevnyaya tradiciya izgotovleniya i ispol'zovaniya arhitekturnogo keramicheskogo dekora, primerom kotorogo mozhet sluzhit' Borisoglebskaya cerkov' v Grodno (XII v.). Sm.: Dekorativno-prikladnoe iskusstvo Belorussii XII-XVIII vekov. Minsk, 1984. S. 9. Lyubopytno, chto drugie istoriki iskusstva predpolagayut, chto dekor hrama svyatyh Borisa i Gleba v predmest'e Grodno byl sozdan russkimi masterami, privezennymi tuda docher'yu knyazya Vladimira Monomaha - Agaf'ej. V 1116 g. knyazhna byla vydana zamuzh za grodnenskogo knyazya Vsevolodko Davidovicha i vmeste so svoim pridanym privezla s soboj russkih remeslennikov. Yu. Ovsyannikov pishet o vozrozhdenii izrazcovogo iskusstva v Moskovskoj Rusi: «Kto znaet, mozhet byt', iz litovskoj zemli, iz Grodno cherez Pskov ili drugie goroda vernulos' na Rus' tri stoletiya spustya iskusstvo arhitekturnoj keramiki, uzhe oblachennoe v novye odezhdy» (Ovsyannikov Yu. Solnechnye plitki: Rasskazy ob izrazcah. M., 1966. S. 20).

23. Vliyanie Vostoka v cvetovoj gamme i uzore yaroslavskih izrazcovyh dekorov cerkvej obuslovlivalos' svyazyami s Aziej, prohodivshimi po bol'shomu torgovomu puti - reke Volge.

24. Podrobnee sm.: Klimkova ML. Sobornaya ploshchad' goroda Tambova. Tambov, 2011. S.31-32.

25. Podrobnee sm.: Baranova S.I. Moskva izrazcovaya. M., 2006. S. 155-160.

26. Vozmozhno, oblicovku pechi sdelali pri svyatitele Pitirime Tambovskom.

27. Podrobnee sm.: Sergeenko I.I. Syuzhety i ornamenty russkih izrazcov XVII-XVIII vekov // Trudy Gosudarstvennogo Istoricheskogo muzeya. M., 1990. Vyp. 75: Pamyatniki russkoj narodnoj kul'tury XVIII-XIX vv.

28. Sm.: Mihajlova O.E. Materialy k voprosu o razvitii russkogo izrazcovogo proizvodstva pervoj poloviny XVIII veka i ego svyazej s gollandskimi izrazcami // Trudy Gosudarstvennogo Ermitazha. L., 1983. Vyp. 72: Prikladnoe iskusstvo Zapadnoj Evropy i Rossii.

29. Sm.: Zabelin I.E. Istoricheskoe obozrenie finiftyanogo i ceninnogo dela v Rossii. Razdel «Cenina» // Zapiski Sankt-Peterburgskogo Arheologicheskogo obshchestva. SPb., 1853. T. 6.

30. Zabelin I.E. Domashnij byt russkih carej v XVI-XVII stoletiyah. M., 1990. Kn. 1: Gosudarev dvor, ili dvorec. S. 133.

31. Repin I. Perepiska, 1871-1876. M. - L., 1948. S. 127.

32. Podrobnee sm.: Pruslina K. «Iskusstvo gliny» rubezha vekov // Hudozhnik. M., 1973. № 12.

33. Cit.: Viktor Mihajlovich Vasnecov. M., 1987. S. 244-245.

34. Podrobnee sm.: Nekrasov M. Polenovy na tambovskoj i saratovskoj zemle. Tambov, 2015. S.21-24.

35. Sultanov N.V. Izrazcy v drevnerusskom iskusstve // Prohorov A. Materialy po istorii russkih odezhd i obstanovki zhizni narodnoj. SPb., 1885. T. 4; Sultanov N.V. Drevnerusskie krasnye izrazcy // Arheologicheskie izvestiya i zametki, 1894. № 12.

36. Sultanov N.V. Russkoe iskusstvo v zapadnoj ocenke // Zodchij, 1880. № 1. S. 8.

37. Podrobnee sm.: Nashchokina N.V. Arhitekturnyj ansambl' usad'by / Nashchokina M.V., Savel'ev Yu.R., Dudnik N.I., Alekhina V.V. // Novotomnikovo. Voronezh, 2002; Klimkova ML. Iz istorii stroitel'stva cerkvi v sele Novotomnikovo // Voroncovy -dva veka v istorii Rossii: Trudy Voroncovskogo obshchestva (vyp. 7). SPb., 2002; Ee zhe. Blagoveshchenskaya cerkov' v sele Novotomnikovo (k 120-letiyu so vremeni osnovaniya) // TEV. 2009; Ee zhe. Izrazcovye ikonostasy arhitektora Sultanova // Moskovskij zhurnal. 2010. № 8.

38. Savina L. Farforovyj ikonostas // Pamyatniki Otechestva: Podmoskov'e. M., 1994. № 31. S. 155. V tekste stat'i fayansovye ikonostasy oshibochno nazvany farforovymi (fayans - izdelie iz beloj gliny, obozhzhennoj v pechi pri temperature 1200°).

Published

2024-12-27

Issue

Section

Church art

Categories

How to Cite

Ceramics in an Orthodox Church. (2024). Theological Collection of Tambov Theological Seminary , 3, 240-255. https://ojs.tamds.ru/1/article/view/447