Керамика в православном храме
Ключевые слова:
керамика, православный храм, изразцы, фаянсово-эмалевые иконостасы, Благовещенская церквь в Новотомникове, Михаило-Архангельский храм в Мордово, Е. Д. Поленова, церковь в Абрамцеве, Спасо-Преображенский собор г. Тамбова.Аннотация
Греческое слово «керамос» означает - «глина». Изделия из обожженной глины человек производил с глубокой древности. В настоящее время они являются распространенными находками археологических раскопок, поскольку очень долговечны. Автор статьи приходит к выводу, что сейчас, в период восстановления старых и строительства новых храмов, архитекторы вновь начинают использовать изразцы. Однако наличие современной технологии и качественных материалов порой бывает недостаточным условием для возрождения этой уникальной отрасли декоративного искусства. Чтобы лучше понять искусство прошлого и сделать решающий шаг в будущее, необходимо не только обладать навыками гончара и знаниями истории керамики, но талантом и мастерством художника, которые смогут позволить воплотить древнюю традицию в новый художественный опыт.
Скачивания
Библиографические ссылки
1. Цит. по кн.: Бычков В.В. Русская средневековая эстетика (XI-XVII века). М., 1992. С. 178.
2. См.: Климкова МЛ. История керамики русского православного храма // Хоругвь. М., 2003. Вып. 3.
3 «Керамида» - слово греческого происхождения; было распространено у южных славян и обозначало черепицу (обожженную глину).
4. См.: Успенский Л А. Богословие иконы Православной Церкви. М., 1989. С. 31.
5. Кондаков Н. П., Толстой И.И. Русские Древности в памятниках искусства. СПб., 1899. Вып. 6. С. 122.
6. Изразец - обожженная глиняная плитка с рельефом или росписью, на тыльной стороне которой имеются выступы, образующие открытую коробку (румпу), для крепления в стене.
7. «Мурава» - свинцовая глазурь, которой покрывали изразец. Техника изготовления зеленой свинцовой глазури впервые появилась на Руси в Киеве, затем в Пскове.
8. Об этом, к примеру, до сих пор свидетельствует купол собора Мирожского монастыря.
9. Круглые плиты не сохранились.
10. Образы китовраса и барса являются древними символами Пскова: до начала XIV в. гербом города было изображение китовраса, с 1327 г. - барса.
11. Наиболее выразительные из них можно видеть на Благовещенской церкви Псково-Печерского монастыря (1540) и Никольском соборе (1543) города Острова.
12. «Терракоты» - так называемые «красные изразцы». Основанием для их названия послужили красные оттенки лицевой части керамических плиток.
13. См.: Божков А. Българская икона. София, 1984.
14. Имели размер: 282x163 см.
15. Диаметр иконы: 293 см.
16. Не случайно исследователи сравнивали их со «Святославовым Распятием» (1230-1234) Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, а отдельные пластические элементы - с формами владимиро-суздальской и раннемосковской архитектуры, либо с формой складней мелкой пластики. Подробнее см.: Воронин Н.Н. Зодчество Северо-восточной Руси XII-XV веков. М., 1962. Т. 2. С. 452; Рындина А.В. Историко-художественное значение изразцов Успенского собора в г. Дмитрове // Древнерусское искусство: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV-XVI веков. М., 1968. С. 470.
17. Подробнее см.: Вагнер Г.К. От символа к реальности: Развитие пластического образа в русском искусстве XIV-XV веков. М., 1980. С. 167-172.
18. Отдельные изразцы и сложенные из них звезды украшали шатер Покровского собора на Красной площади в Москве, которые в XVII в. были заменены плитками из красной глины с «глухими» эмалями.
19. Маслих СЛ. Русское изразцовое искусство XV-XIX веков. М., 1983. С. 18.
20. Первоначальное наружное изразцовое убранство Ново-Иерусалимского собора было утрачено в середине XVIII в., когда здание перестраивалось по проекту В. Растрелли, однако сохранились его отдельные фрагменты в виде наличников, поясов и др.
21. Прозвище «Полубес» является однокоренным словом со словом «лубок».
22. Исследователи считают, что в основе творчества И. Максимова и С. Иванова лежит древняя традиция изготовления и использования архитектурного керамического декора, примером которого может служить Борисоглебская церковь в Гродно (XII в.). См.: Декоративно-прикладное искусство Белоруссии XII-XVIII веков. Минск, 1984. С. 9. Любопытно, что другие историки искусства предполагают, что декор храма святых Бориса и Глеба в предместье Гродно был создан русскими мастерами, привезенными туда дочерью князя Владимира Мономаха - Агафьей. В 1116 г. княжна была выдана замуж за гродненского князя Всеволодко Давидовича и вместе со своим приданым привезла с собой русских ремесленников. Ю. Овсянников пишет о возрождении изразцового искусства в Московской Руси: «Кто знает, может быть, из литовской земли, из Гродно через Псков или другие города вернулось на Русь три столетия спустя искусство архитектурной керамики, уже облаченное в новые одежды» (Овсянников Ю. Солнечные плитки: Рассказы об изразцах. М., 1966. С. 20).
23. Влияние Востока в цветовой гамме и узоре ярославских изразцовых декоров церквей обусловливалось связями с Азией, проходившими по большому торговому пути - реке Волге.
24. Подробнее см.: Климкова МЛ. Соборная площадь города Тамбова. Тамбов, 2011. С.31-32.
25. Подробнее см.: Баранова С.И. Москва изразцовая. М., 2006. С. 155-160.
26. Возможно, облицовку печи сделали при святителе Питириме Тамбовском.
27. Подробнее см.: Сергеенко И.И. Сюжеты и орнаменты русских изразцов XVII-XVIII веков // Труды Государственного Исторического музея. М., 1990. Вып. 75: Памятники русской народной культуры XVIII-XIX вв.
28. См.: Михайлова О.Э. Материалы к вопросу о развитии русского изразцового производства первой половины XVIII века и его связей с голландскими изразцами // Труды Государственного Эрмитажа. Л., 1983. Вып. 72: Прикладное искусство Западной Европы и России.
29. См.: Забелин И.Е. Историческое обозрение финифтяного и ценинного дела в России. Раздел «Ценина» // Записки Санкт-Петербургского Археологического общества. СПб., 1853. Т. 6.
30. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI-XVII столетиях. М., 1990. Кн. 1: Государев двор, или дворец. С. 133.
31. Репин И. Переписка, 1871-1876. М. - Л., 1948. С. 127.
32. Подробнее см.: Пруслина К. «Искусство глины» рубежа веков // Художник. М., 1973. № 12.
33. Цит.: Виктор Михайлович Васнецов. М., 1987. С. 244-245.
34. Подробнее см.: Некрасов М. Поленовы на тамбовской и саратовской земле. Тамбов, 2015. С.21-24.
35. Султанов Н.В. Изразцы в древнерусском искусстве // Прохоров А. Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной. СПб., 1885. Т. 4; Султанов Н.В. Древнерусские красные изразцы // Археологические известия и заметки, 1894. № 12.
36. Султанов Н.В. Русское искусство в западной оценке // Зодчий, 1880. № 1. С. 8.
37. Подробнее см.: Нащокина Н.В. Архитектурный ансамбль усадьбы / Нащокина М.В., Савельев Ю.Р., Дудник Н.И., Алехина В.В. // Новотомниково. Воронеж, 2002; Климкова МЛ. Из истории строительства церкви в селе Новотомниково // Воронцовы -два века в истории России: Труды Воронцовского общества (вып. 7). СПб., 2002; Ее же. Благовещенская церковь в селе Новотомниково (к 120-летию со времени основания) // ТЕВ. 2009; Ее же. Изразцовые иконостасы архитектора Султанова // Московский журнал. 2010. № 8.
38. Савина Л. Фарфоровый иконостас // Памятники Отечества: Подмосковье. М., 1994. № 31. С. 155. В тексте статьи фаянсовые иконостасы ошибочно названы фарфоровыми (фаянс - изделие из белой глины, обожженной в печи при температуре 1200°).
REFERENCES
1. Cit. po kn.: Bychkov V.V. Russkaya srednevekovaya estetika (XI-XVII veka). M., 1992. S. 178.
2. Sm.: Klimkova ML. Istoriya keramiki russkogo pravoslavnogo hrama // Horugv'. M., 2003. Vyp. 3.
3 «Keramida» - slovo grecheskogo proiskhozhdeniya; bylo rasprostraneno u yuzhnyh slavyan i oboznachalo cherepicu (obozhzhennuyu glinu).
4. Sm.: Uspenskij L A. Bogoslovie ikony Pravoslavnoj Cerkvi. M., 1989. S. 31.
5. Kondakov N. P., Tolstoj I.I. Russkie Drevnosti v pamyatnikah iskusstva. SPb., 1899. Vyp. 6. S. 122.
6. Izrazec - obozhzhennaya glinyanaya plitka s rel'efom ili rospis'yu, na tyl'noj storone kotoroj imeyutsya vystupy, obrazuyushchie otkrytuyu korobku (rumpu), dlya krepleniya v stene.
7. «Murava» - svincovaya glazur', kotoroj pokryvali izrazec. Tekhnika izgotovleniya zelenoj svincovoj glazuri vpervye poyavilas' na Rusi v Kieve, zatem v Pskove.
8. Ob etom, k primeru, do sih por svidetel'stvuet kupol sobora Mirozhskogo monastyrya.
9. Kruglye plity ne sohranilis'.
10. Obrazy kitovrasa i barsa yavlyayutsya drevnimi simvolami Pskova: do nachala XIV v. gerbom goroda bylo izobrazhenie kitovrasa, s 1327 g. - barsa.
11. Naibolee vyrazitel'nye iz nih mozhno videt' na Blagoveshchenskoj cerkvi Pskovo-Pecherskogo monastyrya (1540) i Nikol'skom sobore (1543) goroda Ostrova.
12. «Terrakoty» - tak nazyvaemye «krasnye izrazcy». Osnovaniem dlya ih nazvaniya posluzhili krasnye ottenki licevoj chasti keramicheskih plitok.
13. Sm.: Bozhkov A. B"lgarskaya ikona. Sofiya, 1984.
14. Imeli razmer: 282x163 sm.
15. Diametr ikony: 293 sm.
16. Ne sluchajno issledovateli sravnivali ih so «Svyatoslavovym Raspyatiem» (1230-1234) Georgievskogo sobora v Yur'eve-Pol'skom, a otdel'nye plasticheskie elementy - s formami vladimiro-suzdal'skoj i rannemoskovskoj arhitektury, libo s formoj skladnej melkoj plastiki. Podrobnee sm.: Voronin N.N. Zodchestvo Severo-vostochnoj Rusi XII-XV vekov. M., 1962. T. 2. S. 452; Ryndina A.V. Istoriko-hudozhestvennoe znachenie izrazcov Uspenskogo sobora v g. Dmitrove // Drevnerusskoe iskusstvo: Hudozhestvennaya kul'tura Moskvy i prilezhashchih k nej knyazhestv XIV-XVI vekov. M., 1968. S. 470.
17. Podrobnee sm.: Vagner G.K. Ot simvola k real'nosti: Razvitie plasticheskogo obraza v russkom iskusstve XIV-XV vekov. M., 1980. S. 167-172.
18. Otdel'nye izrazcy i slozhennye iz nih zvezdy ukrashali shater Pokrovskogo sobora na Krasnoj ploshchadi v Moskve, kotorye v XVII v. byli zameneny plitkami iz krasnoj gliny s «gluhimi» emalyami.
19. Maslih SL. Russkoe izrazcovoe iskusstvo XV-XIX vekov. M., 1983. S. 18.
20. Pervonachal'noe naruzhnoe izrazcovoe ubranstvo Novo-Ierusalimskogo sobora bylo utracheno v seredine XVIII v., kogda zdanie perestraivalos' po proektu V. Rastrelli, odnako sohranilis' ego otdel'nye fragmenty v vide nalichnikov, poyasov i dr.
21. Prozvishche «Polubes» yavlyaetsya odnokorennym slovom so slovom «lubok».
22. Issledovateli schitayut, chto v osnove tvorchestva I. Maksimova i S. Ivanova lezhit drevnyaya tradiciya izgotovleniya i ispol'zovaniya arhitekturnogo keramicheskogo dekora, primerom kotorogo mozhet sluzhit' Borisoglebskaya cerkov' v Grodno (XII v.). Sm.: Dekorativno-prikladnoe iskusstvo Belorussii XII-XVIII vekov. Minsk, 1984. S. 9. Lyubopytno, chto drugie istoriki iskusstva predpolagayut, chto dekor hrama svyatyh Borisa i Gleba v predmest'e Grodno byl sozdan russkimi masterami, privezennymi tuda docher'yu knyazya Vladimira Monomaha - Agaf'ej. V 1116 g. knyazhna byla vydana zamuzh za grodnenskogo knyazya Vsevolodko Davidovicha i vmeste so svoim pridanym privezla s soboj russkih remeslennikov. Yu. Ovsyannikov pishet o vozrozhdenii izrazcovogo iskusstva v Moskovskoj Rusi: «Kto znaet, mozhet byt', iz litovskoj zemli, iz Grodno cherez Pskov ili drugie goroda vernulos' na Rus' tri stoletiya spustya iskusstvo arhitekturnoj keramiki, uzhe oblachennoe v novye odezhdy» (Ovsyannikov Yu. Solnechnye plitki: Rasskazy ob izrazcah. M., 1966. S. 20).
23. Vliyanie Vostoka v cvetovoj gamme i uzore yaroslavskih izrazcovyh dekorov cerkvej obuslovlivalos' svyazyami s Aziej, prohodivshimi po bol'shomu torgovomu puti - reke Volge.
24. Podrobnee sm.: Klimkova ML. Sobornaya ploshchad' goroda Tambova. Tambov, 2011. S.31-32.
25. Podrobnee sm.: Baranova S.I. Moskva izrazcovaya. M., 2006. S. 155-160.
26. Vozmozhno, oblicovku pechi sdelali pri svyatitele Pitirime Tambovskom.
27. Podrobnee sm.: Sergeenko I.I. Syuzhety i ornamenty russkih izrazcov XVII-XVIII vekov // Trudy Gosudarstvennogo Istoricheskogo muzeya. M., 1990. Vyp. 75: Pamyatniki russkoj narodnoj kul'tury XVIII-XIX vv.
28. Sm.: Mihajlova O.E. Materialy k voprosu o razvitii russkogo izrazcovogo proizvodstva pervoj poloviny XVIII veka i ego svyazej s gollandskimi izrazcami // Trudy Gosudarstvennogo Ermitazha. L., 1983. Vyp. 72: Prikladnoe iskusstvo Zapadnoj Evropy i Rossii.
29. Sm.: Zabelin I.E. Istoricheskoe obozrenie finiftyanogo i ceninnogo dela v Rossii. Razdel «Cenina» // Zapiski Sankt-Peterburgskogo Arheologicheskogo obshchestva. SPb., 1853. T. 6.
30. Zabelin I.E. Domashnij byt russkih carej v XVI-XVII stoletiyah. M., 1990. Kn. 1: Gosudarev dvor, ili dvorec. S. 133.
31. Repin I. Perepiska, 1871-1876. M. - L., 1948. S. 127.
32. Podrobnee sm.: Pruslina K. «Iskusstvo gliny» rubezha vekov // Hudozhnik. M., 1973. № 12.
33. Cit.: Viktor Mihajlovich Vasnecov. M., 1987. S. 244-245.
34. Podrobnee sm.: Nekrasov M. Polenovy na tambovskoj i saratovskoj zemle. Tambov, 2015. S.21-24.
35. Sultanov N.V. Izrazcy v drevnerusskom iskusstve // Prohorov A. Materialy po istorii russkih odezhd i obstanovki zhizni narodnoj. SPb., 1885. T. 4; Sultanov N.V. Drevnerusskie krasnye izrazcy // Arheologicheskie izvestiya i zametki, 1894. № 12.
36. Sultanov N.V. Russkoe iskusstvo v zapadnoj ocenke // Zodchij, 1880. № 1. S. 8.
37. Podrobnee sm.: Nashchokina N.V. Arhitekturnyj ansambl' usad'by / Nashchokina M.V., Savel'ev Yu.R., Dudnik N.I., Alekhina V.V. // Novotomnikovo. Voronezh, 2002; Klimkova ML. Iz istorii stroitel'stva cerkvi v sele Novotomnikovo // Voroncovy -dva veka v istorii Rossii: Trudy Voroncovskogo obshchestva (vyp. 7). SPb., 2002; Ee zhe. Blagoveshchenskaya cerkov' v sele Novotomnikovo (k 120-letiyu so vremeni osnovaniya) // TEV. 2009; Ee zhe. Izrazcovye ikonostasy arhitektora Sultanova // Moskovskij zhurnal. 2010. № 8.
38. Savina L. Farforovyj ikonostas // Pamyatniki Otechestva: Podmoskov'e. M., 1994. № 31. S. 155. V tekste stat'i fayansovye ikonostasy oshibochno nazvany farforovymi (fayans - izdelie iz beloj gliny, obozhzhennoj v pechi pri temperature 1200°).
Опубликован
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Copyright (c) 2024 Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.