«Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный»: Антропологическая лествица-матрица полноты образа и образования человека

Авторы

  • Остапенко Андрей Александрович, доктор педагогических наук, профессор Кубанского государственного университета, Екатеринодарской духовной семинарии и Высших богословских курсов Московской духовной академии Автор

DOI:

https://doi.org/10.51216/

Ключевые слова:

православная антропология, Образ Божий, образование, формирование личности, естество, сознание, деятельность, культура, общность, духовность.

Аннотация

В статье вводится в научный контекст антропологическая модель (матрица) полноты образования человека, учитывающая многомерность (как горизонталь) и многоуровневость (как вертикаль) природы и сущности человека. Автор рассматривает образование как последовательный процесс восхождения человека к Образу Божию. В контексте учения А.А. Ухтомского он выделяет пять фундаментальных доминант при формировании личности: доминанту естества, познания истины, созидания добра, устремления к красоте, любви к ближнему и любви к Богу. В заключение сделан вывод о том, что человек, пройдя по всем ступеням лествицы, «заполнив все ячейки» своей природы «функциональными органами» (по А.А.Ухтомскому) или «новообразованиями» (по Л.С. Выготскому), может обрести предельные качества: а) бессмертие (по естеству), б) гениальность (в сознании), в) героизм (в деятельности), г) безупречность (в культуре), д) праведность (в общении), е) святость (в духовности).

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Библиографические ссылки

1. Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. 2-е изд. М., 2011.

2. Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства. М., 1992. С. 263.

3. Платон (Игумнов), архим. Нравственное богословие. СПб., 2008. С. 22.

4. Здесь и далее буквы а), б), в), г), д), е) соответствуют столбцам рисунка 1.

5. Церковнославянское слово «лествица» используется автором в знак почтения к преподобному Иоанну Синайскому Лествичнику, впервые описавшему ступени духовного восхождения человека в своей книге «Лествица».

6. Выготский Л. С. Собр. соч. : в 6 т. М., 1984. Т. 4. С. 248.

7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека : развитие субъектив. реальности в онтогенез. М., 2013. С. 204.

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Указ. соч. С. 23.

9. Гузеев В., Остапенко А. Усвоение знаний и освоение умений : сходство и различие процессов // Нар. образование. 2009. № 4. С. 133.

10. Феофил (Пэрэян), архим. Жажда Бога - реальность человеческого бытия [Электронный ресурс] / беседовал Ион Михай Ионеску; пер. с рум. // Православие.ру: портал. URL: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/51285.htm

11. Остапенко АА. Нормированные и ненормированные образовательные результаты или Что мы теряем за пределами гособразовательного стандарта? // Шк. технологии. 2010. № 2.С.35-40.

12. Шувалов А. Очерки психологии здоровья: мировоззренческий, научный и практический аспекты. М., 2009. С. 22. А.В. Шувалов выделяет четыре базовые педагогические позиции: родитель, мудрец, умелец и учитель. Мы полагаем, что четырех позиций недостаточно.

13. Добротолюбие : в 5 т. Сергиев Посад, 1993. Т. 1. С. 130.

14. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 245.

15. Мы сознательно употребили такую форму множественного числа существительного «учитель», ибо традиционно «учителями» называли духовных наставников, а «учителями» (и даже «училками») - предметников.

16. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. С. 412.

17. Остапенко А. От педагогики самости к педагогике спасения // Воспитат. работа в школе. 2012. № 8. С. 5-6.

18. Етимологiчний словник украiнськоi мови : у 7 т. / укладач Р.В. Болдирев та in. Киiв, 2006. Т. 5. С. 366.

19. Трубачев О.Н. Труды по этимологии. Слово. История. Культура. М., 2004. Т. 2. С. 71.

20. Шимкевич Ф. Корнеслов русского языка. СПб., 1842. Ч. 2. С. 11; Етимологiчний словник украiнськоi мови. Т. 5. С. 366; Трубачев О.Н. Труды по этимологии. Слово. История. Культура. С. 71; Шимкевич Ф. Корнеслов русского языка. Ч. 2. С. 11.

21. Афанасий Великий, свт., архиеп. Александрийский. Творения. 2-е. изд. Сергиев Посад, 1903. Ч. 3. С. 257.

22. Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. С. 47.

23. Добротолюбие. Т. 2. С. 125.

24. Там же. С. 128.

25. Шувалов А.В. Психологическое здоровье в свете христианского мировоззрения // Моск. психотерапевт. журн. 2009. № 3. С. 50-82.

26. Там же. С. 75.

27. Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к Ефесянам. М., 2004. С.50.

REFERENCES

1. Agapit (Belovidov), skhiarhim. Zhizneopisanie optinskogo starca ieroskhimonaha Amvrosiya. 2-e izd. M., 2011.

2. Gumilev L.N. V poiskah vymyshlennogo carstva. M., 1992. S. 263.

3. Platon (Igumnov), arhim. Nravstvennoe bogoslovie. SPb., 2008. S. 22.

4. Zdes' i dalee bukvy a), b), v), g), d), e) sootvetstvuyut stolbcam risunka 1.

5. Cerkovnoslavyanskoe slovo «lestvica» ispol'zuetsya avtorom v znak pochteniya k prepodobnomu Ioannu Sinajskomu Lestvichniku, vpervye opisavshemu stupeni duhovnogo voskhozhdeniya cheloveka v svoej knige «Lestvica».

6. Vygotskij L. S. Sobr. soch. : v 6 t. M., 1984. T. 4. S. 248.

7. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psihologiya razvitiya cheloveka : razvitie sub"ektiv. real'nosti v ontogenez. M., 2013. S. 204.

8. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Ukaz. soch. S. 23.

9. Guzeev V., Ostapenko A. Usvoenie znanij i osvoenie umenij : skhodstvo i razlichie processov // Nar. obrazovanie. 2009. № 4. S. 133.

10. Feofil (Pereyan), arhim. Zhazhda Boga - real'nost' chelovecheskogo bytiya [Elektronnyj resurs] / besedoval Ion Mihaj Ionesku; per. s rum. // Pravoslavie.ru: portal. URL: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/51285.htm

11. Ostapenko AA. Normirovannye i nenormirovannye obrazovatel'nye rezul'taty ili Chto my teryaem za predelami gosobrazovatel'nogo standarta? // Shk. tekhnologii. 2010. № 2.S.35-40.

12. Shuvalov A. Ocherki psihologii zdorov'ya: mirovozzrencheskij, nauchnyj i prakticheskij aspekty. M., 2009. S. 22. A.V. Shuvalov vydelyaet chetyre bazovye pedagogicheskie pozicii: roditel', mudrec, umelec i uchitel'. My polagaem, chto chetyrekh pozicij nedostatochno.

13. Dobrotolyubie : v 5 t. Sergiev Posad, 1993. T. 1. S. 130.

14. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla. M., 1990. S. 245.

15. My soznatel'no upotrebili takuyu formu mnozhestvennogo chisla sushchestvitel'nogo «uchitel'», ibo tradicionno «uchitelyami» nazyvali duhovnyh nastavnikov, a «uchitelyami» (i dazhe «uchilkami») - predmetnikov.

16. Il'enkov E.V. Filosofiya i kul'tura. M., 1991. S. 412.

17. Ostapenko A. Ot pedagogiki samosti k pedagogike spaseniya // Vospitat. rabota v shkole. 2012. № 8. S. 5-6.

18. Etimologichnij slovnik ukrains'koi movi : u 7 t. / ukladach R.V. Boldirev ta in. Kiiv, 2006. T. 5. S. 366.

19. Trubachev O.N. Trudy po etimologii. Slovo. Istoriya. Kul'tura. M., 2004. T. 2. S. 71.

20. Shimkevich F. Korneslov russkogo yazyka. SPb., 1842. Ch. 2. S. 11; Etimologichnij slovnik ukrains'koi movi. T. 5. S. 366; Trubachev O.N. Trudy po etimologii. Slovo. Istoriya. Kul'tura. S. 71; Shimkevich F. Korneslov russkogo yazyka. Ch. 2. S. 11.

21. Afanasij Velikij, svt., arhiep. Aleksandrijskij. Tvoreniya. 2-e. izd. Sergiev Posad, 1903. Ch. 3. S. 257.

22. Agapit (Belovidov), skhiarhim. Zhizneopisanie optinskogo starca ieroskhimonaha Amvrosiya. S. 47.

23. Dobrotolyubie. T. 2. S. 125.

24. Tam zhe. S. 128.

25. Shuvalov A.V. Psihologicheskoe zdorov'e v svete hristianskogo mirovozzreniya // Mosk. psihoterapevt. zhurn. 2009. № 3. S. 50-82.

26. Tam zhe. S. 75.

27. Feofan Zatvornik, svt. Tolkovanie Poslaniya apostola Pavla k Efesyanam. M., 2004. S.50.

Загрузки

Опубликован

2024-12-11

Выпуск

Раздел

Раздел I. Амвросиевские чтения (к 30-летию канонизации прп. Амвросия Оптинского на Поместном Соборе Русской Православной Соборе 6 июня 1988 года). Материалы I Всероссийской научно-практической конференции 15 мая 2018 года. Материалы пленарного заседания

Категории

Как цитировать

«Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный»: Антропологическая лествица-матрица полноты образа и образования человека. (2024). Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии, 6, 39-55. https://doi.org/10.51216/