Мультфильмы как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Авторы

  • Священник Александр Владимирович Максимов, студент IV курса бакалавриата Тамбовской духовной семинарии, направление подготовки «Теология», профиль «Практическая теология православия» Тамбовская духовная семинария, 392000, Россия, г. Тамбов, ул. М. Горького, д. 3. Автор

DOI:

https://doi.org/10.51216/

Ключевые слова:

младшие школьники, современные мультфильмы, нравственное воспитание, авторский проект.

Аннотация

Статья посвящена вопросу актуализации роли мультфильма в деле нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Мультипликационные материалы имеют уникальный педагогический потенциал: в ненавязчивой и приемлемой для детской психики форме они способны раскрывать такие важные и сложные понятия, как дружба, взаимопомощь, вера, эксплицировать нормы семейных отношений, прививать любовь к труду. Автором проанализированы современные мультфильмы, а также мультипликационные картины советской эпохи в ракурсе этических, эстетических и аксиологических составляющих. Подчеркивается, что бесконтрольный просмотр анимационных фильмов негативно сказывается на нравственном состоянии детей. В статье акцентировано внимание на аналитической работе с детьми указанной возрастной группы после просмотра отобранного к демонстрации материала. С целью повышения уровня нравственного воспитания младших школьников посредством мультипликационных материалов в данной работе представлен авторский проект «Калейдоскоп добра», задачами которого являются углубление знаний детей о моральных ценностях и создание мотивации к осуществлению верного нравственного выбора в жизненных и бытовых ситуациях.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Библиографические ссылки

1. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения / Я. А. Коменский. – Москва : Юрайт, 2019. – 665 с. – ISBN 978-5-458-32146-4. – Текст : непосредственный.

2. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 2 / И. Г. Песталоцци. – Москва : Педагогика, 1991 – 416 с. – URL: http://www.detskiysad.ru/ped/pestalozzi.html (дата обращения: 12.09.2021). – Текст : электронный.

3. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания / К. Д. Ушинский. – Москва : Град-Фаир, 2019. – 576 с. – ISBN 5-8183-0811-1. – Текст : непосредственный.

4. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям : монография / В. А. Сухомлинский. – Москва : Концептуал, 2019. – 320 с. – ISBN 978-5-906756-73-2. – Текст : непосредственный.

5. Тихон Задонский, свт. Избранные труды. Письма. Материалы / святитель Тихон Задонский. – Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2004. – 744 с. – ISBN 5-7429-0049-X. – Текст : непосредственный.

6. Иоанн Кронштадтский, прав. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского / праведный Иоанн Кронштадтский ; под ред. Т. Н. Терещенко. – Москва : Даръ, 2007. – 768 с. – ISBN 978-5-485-00141-4. – Текст : непосредственный.

7. Куниченко, О. В. Особенности воспитания нравственного поведения старших дошкольников средствами мультипликационных фильмов : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Куниченко Ольга Владимировна ; Волгоградский государственный социально-педагогический университет. – Волгоград, 2015. – URL: https://vgpu.org/sites/ default/files/disfiles/dissertations/dissertaciya_kunichenko_o.v.pdf (дата обращения: 03.09.2021). – Текст : электронный.

8. Лещенко, Н. В. Особенности нравственного развития младших школьников / Н. В. Лещенко. – Текст : электронный // Интеграция образования. – 2017. – № 3–4 (48–49). – С. 119–122. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-nravstvennogo-razvitiyamladshih-shkolnikov (дата обращения: 09.09.2021).

9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психологический очерк / Л. С. Выготский. – 3-е изд. – Москва : Просвещение, 2016. – 93 с. – ISBN 978-5-6043828-4-4. – Текст : непосредственный.

10. Баландина, М. Д. Мультфильмы как средство нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста : выпускная квалификационная работа / М. Д. Баландина. – Текст : электронный. – URL: https://vkr.pspu.ru/uploads/1358/Balandina_vkr.pdf (дата обращения: 12.09.2021).

11. Глаз, А. С. Современные мультфильмы для детей: средство воспитания или технологии манипулирования? / А. С. Глаз. – URL: https://tehteh.ru/wp-content/uploads/2019/05/1-Glaz-A.-IR-Sovrem-multfilmy.pdf (дата обращения: 08.09.2021). – Текст : электронный.

12. Медведева, И. Я. Кто соблазнит малых сих: СМИ против детей : статьи разных лет / И. Я. Медведева, Т. Л. Шишова. – Клин : Христианская жизнь, – 2019. – 94 с. – ISBN 978-3-14-147219-4. – Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Comenius J.A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works]. Moscow, Yurayt Publ., 2019, 665 p. (In Russian).

2. Pestalozzi J.H. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works]. In 2 vols, vol. 2. (In Russian). Available at: http://www.detskiysad.ru/ped/pestalozzi.html (accessed: 09/12/2021).

3. Ushinsky K.D. Chelovek kak predmet vospitaniya [Man as a subject of education]. Moscow, Grad-Fair Publ., 2019, 576 p. (In Russian).

4. Sukhomlinsky V.A. Serdtse otdayu detyam [I give my heart to children]. Moscow, Conceptual Publ., 2019, 320 p. (In Russian).

5. St. Tikhon of Zadonsk Izbrannye trudy. Pis’ma. Materialy [Selected works. Letters. Materials]. Moscow, Saint Tikhon’s Orthodox University of Humanities, 2004, 744 p. (In Russian).

6. St. John of Kronstadt Simfoniya po tvoreniyam svyatogo pravednogo Ioanna Kronshtadtskogo [Symphony based on the works by Saint Righteous John of Kronstadt]. Moscow, Dar Publ., 2007, 768 p. (In Russian).

7. Kunichenko O.V. Osobennosti vospitaniya nravstvennogo povedeniya starshikh doshkol’nikov sredstvami mul’tiplikatsionnykh fil’mov. Diss. kand. ped. nauk [Features of educating the moral behavior of older preschoolers by means of animated films. Cand. ped. sci. diss.]. Volgograd State Social and Pedagogical University, Volgograd, 2015. (In Russian). Available at: https://vgpu.org/sites/default/files/disfiles/dissertations/dissertaciya_kunichenko_o.v.pdf (accessed 03.09.2021).

8. Leshchenko N.V. Osobennosti nrsvstvennogo razvitiya mladshikh shkol’nikov [Features of the moral development of younger schoolchildren]. Integratsiya obrazovaniya [Education Integration], 2017, nos. 3–4 (48–49), pp. 119–122. (In Russian). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-nravstvennogo-razvitiya-mladshih-shkolnikov (accessed: 09.09.2021).

9. Vygotsky L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Psikhologicheskii ocherk [Imagination and creativity in childhood. Psychological essay]. Moscow, Education Publ., 2016, 93 p. (In Russian).

10. Balandina M.D. Mul’tfil’my kak sredstvo nravstvennogo vospitaniya detei srednego shkol’nogo vozrasta [Cartoons as a means of moral education of children of middle preschool age]. (In Russian). Available at: https://vkr.pspu.ru/uploads/1358/Balandina_vkr.pdf (accessed: 09/12/2021).

11. Glaz A.S. Sovremennye mul’tfil’my dlya detei: sredstvo vospitaniya ili tekhnologii manipulirovaniya? [Modern cartoons for children: means of education or manipulation technologies?]. (In Russian). Available at URL: https://tehteh.ru/wp-content/uploads/2019/05/1-Glaz-A.-IR-Sovrem-multfilmy.pdf (date of access: 09/08/2021).

12. Medvedeva I.Ya. Kto soblaznit malykh sikh: SMI protiv detei: stat’i raznykh let [Who will seduce the little ones: the media against children: articles from different years]. Klin, Christian Life Publ., 2019, 94 p. (In Russian).

Загрузки

Опубликован

2024-11-15

Выпуск

Раздел

Церковно-практические науки

Категории

Как цитировать

Мультфильмы как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. (2024). Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии, 1 (18), 144-160. https://doi.org/10.51216/

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)