Мультфильмы как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
DOI:
https://doi.org/10.51216/Ключевые слова:
младшие школьники, современные мультфильмы, нравственное воспитание, авторский проект.Аннотация
Статья посвящена вопросу актуализации роли мультфильма в деле нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Мультипликационные материалы имеют уникальный педагогический потенциал: в ненавязчивой и приемлемой для детской психики форме они способны раскрывать такие важные и сложные понятия, как дружба, взаимопомощь, вера, эксплицировать нормы семейных отношений, прививать любовь к труду. Автором проанализированы современные мультфильмы, а также мультипликационные картины советской эпохи в ракурсе этических, эстетических и аксиологических составляющих. Подчеркивается, что бесконтрольный просмотр анимационных фильмов негативно сказывается на нравственном состоянии детей. В статье акцентировано внимание на аналитической работе с детьми указанной возрастной группы после просмотра отобранного к демонстрации материала. С целью повышения уровня нравственного воспитания младших школьников посредством мультипликационных материалов в данной работе представлен авторский проект «Калейдоскоп добра», задачами которого являются углубление знаний детей о моральных ценностях и создание мотивации к осуществлению верного нравственного выбора в жизненных и бытовых ситуациях.
Скачивания
Библиографические ссылки
1. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения / Я. А. Коменский. – Москва : Юрайт, 2019. – 665 с. – ISBN 978-5-458-32146-4. – Текст : непосредственный.
2. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 2 / И. Г. Песталоцци. – Москва : Педагогика, 1991 – 416 с. – URL: http://www.detskiysad.ru/ped/pestalozzi.html (дата обращения: 12.09.2021). – Текст : электронный.
3. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания / К. Д. Ушинский. – Москва : Град-Фаир, 2019. – 576 с. – ISBN 5-8183-0811-1. – Текст : непосредственный.
4. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям : монография / В. А. Сухомлинский. – Москва : Концептуал, 2019. – 320 с. – ISBN 978-5-906756-73-2. – Текст : непосредственный.
5. Тихон Задонский, свт. Избранные труды. Письма. Материалы / святитель Тихон Задонский. – Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2004. – 744 с. – ISBN 5-7429-0049-X. – Текст : непосредственный.
6. Иоанн Кронштадтский, прав. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского / праведный Иоанн Кронштадтский ; под ред. Т. Н. Терещенко. – Москва : Даръ, 2007. – 768 с. – ISBN 978-5-485-00141-4. – Текст : непосредственный.
7. Куниченко, О. В. Особенности воспитания нравственного поведения старших дошкольников средствами мультипликационных фильмов : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Куниченко Ольга Владимировна ; Волгоградский государственный социально-педагогический университет. – Волгоград, 2015. – URL: https://vgpu.org/sites/ default/files/disfiles/dissertations/dissertaciya_kunichenko_o.v.pdf (дата обращения: 03.09.2021). – Текст : электронный.
8. Лещенко, Н. В. Особенности нравственного развития младших школьников / Н. В. Лещенко. – Текст : электронный // Интеграция образования. – 2017. – № 3–4 (48–49). – С. 119–122. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-nravstvennogo-razvitiyamladshih-shkolnikov (дата обращения: 09.09.2021).
9. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психологический очерк / Л. С. Выготский. – 3-е изд. – Москва : Просвещение, 2016. – 93 с. – ISBN 978-5-6043828-4-4. – Текст : непосредственный.
10. Баландина, М. Д. Мультфильмы как средство нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста : выпускная квалификационная работа / М. Д. Баландина. – Текст : электронный. – URL: https://vkr.pspu.ru/uploads/1358/Balandina_vkr.pdf (дата обращения: 12.09.2021).
11. Глаз, А. С. Современные мультфильмы для детей: средство воспитания или технологии манипулирования? / А. С. Глаз. – URL: https://tehteh.ru/wp-content/uploads/2019/05/1-Glaz-A.-IR-Sovrem-multfilmy.pdf (дата обращения: 08.09.2021). – Текст : электронный.
12. Медведева, И. Я. Кто соблазнит малых сих: СМИ против детей : статьи разных лет / И. Я. Медведева, Т. Л. Шишова. – Клин : Христианская жизнь, – 2019. – 94 с. – ISBN 978-3-14-147219-4. – Текст : непосредственный.
REFERENCES
1. Comenius J.A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works]. Moscow, Yurayt Publ., 2019, 665 p. (In Russian).
2. Pestalozzi J.H. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works]. In 2 vols, vol. 2. (In Russian). Available at: http://www.detskiysad.ru/ped/pestalozzi.html (accessed: 09/12/2021).
3. Ushinsky K.D. Chelovek kak predmet vospitaniya [Man as a subject of education]. Moscow, Grad-Fair Publ., 2019, 576 p. (In Russian).
4. Sukhomlinsky V.A. Serdtse otdayu detyam [I give my heart to children]. Moscow, Conceptual Publ., 2019, 320 p. (In Russian).
5. St. Tikhon of Zadonsk Izbrannye trudy. Pis’ma. Materialy [Selected works. Letters. Materials]. Moscow, Saint Tikhon’s Orthodox University of Humanities, 2004, 744 p. (In Russian).
6. St. John of Kronstadt Simfoniya po tvoreniyam svyatogo pravednogo Ioanna Kronshtadtskogo [Symphony based on the works by Saint Righteous John of Kronstadt]. Moscow, Dar Publ., 2007, 768 p. (In Russian).
7. Kunichenko O.V. Osobennosti vospitaniya nravstvennogo povedeniya starshikh doshkol’nikov sredstvami mul’tiplikatsionnykh fil’mov. Diss. kand. ped. nauk [Features of educating the moral behavior of older preschoolers by means of animated films. Cand. ped. sci. diss.]. Volgograd State Social and Pedagogical University, Volgograd, 2015. (In Russian). Available at: https://vgpu.org/sites/default/files/disfiles/dissertations/dissertaciya_kunichenko_o.v.pdf (accessed 03.09.2021).
8. Leshchenko N.V. Osobennosti nrsvstvennogo razvitiya mladshikh shkol’nikov [Features of the moral development of younger schoolchildren]. Integratsiya obrazovaniya [Education Integration], 2017, nos. 3–4 (48–49), pp. 119–122. (In Russian). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-nravstvennogo-razvitiya-mladshih-shkolnikov (accessed: 09.09.2021).
9. Vygotsky L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Psikhologicheskii ocherk [Imagination and creativity in childhood. Psychological essay]. Moscow, Education Publ., 2016, 93 p. (In Russian).
10. Balandina M.D. Mul’tfil’my kak sredstvo nravstvennogo vospitaniya detei srednego shkol’nogo vozrasta [Cartoons as a means of moral education of children of middle preschool age]. (In Russian). Available at: https://vkr.pspu.ru/uploads/1358/Balandina_vkr.pdf (accessed: 09/12/2021).
11. Glaz A.S. Sovremennye mul’tfil’my dlya detei: sredstvo vospitaniya ili tekhnologii manipulirovaniya? [Modern cartoons for children: means of education or manipulation technologies?]. (In Russian). Available at URL: https://tehteh.ru/wp-content/uploads/2019/05/1-Glaz-A.-IR-Sovrem-multfilmy.pdf (date of access: 09/08/2021).
12. Medvedeva I.Ya. Kto soblaznit malykh sikh: SMI protiv detei: stat’i raznykh let [Who will seduce the little ones: the media against children: articles from different years]. Klin, Christian Life Publ., 2019, 94 p. (In Russian).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.