Антропологический аспект молитвы в творениях святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова

Авторы

  • Иеромонах Паисий (Буй), преподаватель Тамбовской духовной семинарии Тамбовская духовная семинария, 392000, Россия, г. Тамбов, ул. М. Горького, д. 3. Автор

Ключевые слова:

святитель Феофан Затворник Вышенский, святитель Игнатий (Брянчанинов), ум, сердце, внимание.

Аннотация

В статье рассматривается антропологический аспект молитвы в творениях святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова). В духовной жизни человека-христианина самым сокровенным моментом является молитва. Молитва – это общение с Богом, это событие, которое не может оставить человека тем же, каким он стал на молитву. С молитвы мы всегда уходим либо оправданными, либо осужденными. Причина тому – великое достоинство человека, которого Бог сотворил «по образу и по подобию» Своему. В связи с этим святитель Феофан Затворник пишет, что человек, «созданный по образу и подобию Божию… по самой природе своей есть некоторым образом Божеского рода». Святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечает, что «молитва – это плач падшего и кающегося человека пред Богом». Автор статьи обращает внимание на взаимную связь ума и сердца в молитвенном подвиге человека. Плач сердца, который составляет сущность молитвы, проистекает из осознания своей греховности. Осознание же грехов требует от человека трезвенного отношения к своему внутреннему миру. Эту функцию выполняет ум, от внимательности которого зависит и «ответ» сердца. В заключение статьи автор приходит к выводу, что соединение ума с сердцем – это состояние совершенной молитвы. Сочувствие сердца уму есть тот «строительный элемент», из которого вырастает здание правильной молитвы.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Библиографические ссылки

1. Феофан Затворник, сет. Начертание христианского нравоучения. М., 2010. С. 50.

2. Там же.

3. Там же.

4. Феофан Затворник, сет. Созерцание и размышление. М., 2007. С. 35-36.

5. Феофан Затворник, сет. Путь ко спасению. М., 2008. С. 18.

6. Феофан Затворник, сет. Созерцание и размышление. С. 37.

7. Там же.

8. Игнатий Брянчанинов, сет. Аскетические опыты. В 2 т. М., 2013. Т. 2. С. 155.

9. Игнатий Брянчанинов, сет. Аскетические опыты. В 2 т. М., 2013. Т. 2. С. 155.

10. Феофан Затворник, сет. Созерцание и размышление. С. 190.

11. Игнатий Брянчанинов, сет. Аскетические опыты. Т. 2. С. 155.

12. Феофан Затворник, сет. Созерцание и размышление. С. 241.

13. Иоанн Дажаскин, прп. Точное изложение православной веры. М., 2011. С. 95.

14. Добротолюбие. В 5 т. М., 2010. Т. 1. С. 79.

15. Там же.

16. Игнатий Брянчанинов, сет. Аскетические опыты. Т. 2. С. 160.

17. Игнатий Брянчанинов, сет. Аскетические опыты. Т. 1. С. 339.

18. Там же. С. 160.

19. Феофан Затворник, сет. Созерцание и размышление. С. 96-97.

20. Имя «дьявол» (diaboloj) в переводе с греческого означает «клеветник».

21. Феофан Затворник, сет. Созерцание и размышление. С. 97.

22. Там же.

23. Игнатий Брянчанинов, сет. Аскетические опыты. Т. 1. С. 162.

24. Там же.

25. Игнатий Брянчанинов, свтп. Аскетические опыты. Т. 1. С. 164.

26. Там же.

27. Феофан Затворник, сет. Созерцание и размышление. С. 201.

28. Там же.

29. Там же. С. 241-242.

30. Там же. С. 242.

31. Феофан Затворник, сет. Начертание христианского нравоучения. С. 87-88.

32. Игнатий Брянчанинов, сет. Аскетические опыты. Т. 1. С. 257.

33. Там же. С. 268.

34. Там же. С. 165.

35. Там же.

36. Там же. С. 263.

37. Феофан Затворник, сет. Созерцание и размышление. С. 94.

38. Там же.

39. Игнатий Брянчанинов, сет. Аскетические опыты. Т. 1. С. 158.

40. Там же. С. 159.

41. Феофан Затворник, сет. Созерцание и размышление. С. 331.

42. Там же. С. 334.

43. Игнатий Брянчанинов, сет. Аскетические опыты. Т. 1. С. 258.

44. Там же. С. 264.

45. Там же. С. 258.

46. Там же. С. 268.

47. Там же.

REFERENCES

1. Feofan Zatvornik, set. Nachertanie hristianskogo nravoucheniya. M., 2010. S. 50.

2. Tam zhe.

3. Tam zhe.

4. Feofan Zatvornik, set. Sozercanie i razmyshlenie. M., 2007. S. 35-36.

5. Feofan Zatvornik, set. Put' ko spaseniyu. M., 2008. S. 18.

6. Feofan Zatvornik, set. Sozercanie i razmyshlenie. S. 37.

7. Tam zhe.

8. Ignatij Bryanchaninov, set. Asketicheskie opyty. V 2 t. M., 2013. T. 2. S. 155.

9. Ignatij Bryanchaninov, set. Asketicheskie opyty. V 2 t. M., 2013. T. 2. S. 155.

10. Feofan Zatvornik, set. Sozercanie i razmyshlenie. S. 190.

11. Ignatij Bryanchaninov, set. Asketicheskie opyty. T. 2. S. 155.

12. Feofan Zatvornik, set. Sozercanie i razmyshlenie. S. 241.

13. Ioann Dazhaskin, prp. Tochnoe izlozhenie pravoslavnoj very. M., 2011. S. 95.

14. Dobrotolyubie. V 5 t. M., 2010. T. 1. S. 79.

15. Tam zhe.

16. Ignatij Bryanchaninov, set. Asketicheskie opyty. T. 2. S. 160.

17. Ignatij Bryanchaninov, set. Asketicheskie opyty. T. 1. S. 339.

18. Tam zhe. S. 160.

19. Feofan Zatvornik, set. Sozercanie i razmyshlenie. S. 96-97.

20. Imya «d'yavol» (diaboloj) v perevode s grecheskogo oznachaet «klevetnik».

21. Feofan Zatvornik, set. Sozercanie i razmyshlenie. S. 97.

22. Tam zhe.

23. Ignatij Bryanchaninov, set. Asketicheskie opyty. T. 1. S. 162.

24. Tam zhe.

25. Ignatij Bryanchaninov, svtp. Asketicheskie opyty. T. 1. S. 164.

26. Tam zhe.

27. Feofan Zatvornik, set. Sozercanie i razmyshlenie. S. 201.

28. Tam zhe.

29. Tam zhe. S. 241-242.

30. Tam zhe. S. 242.

31. Feofan Zatvornik, set. Nachertanie hristianskogo nravoucheniya. S. 87-88.

32. Ignatij Bryanchaninov, set. Asketicheskie opyty. T. 1. S. 257.

33. Tam zhe. S. 268.

34. Tam zhe. S. 165.

35. Tam zhe.

36. Tam zhe. S. 263.

37. Feofan Zatvornik, set. Sozercanie i razmyshlenie. S. 94.

38. Tam zhe.

39. Ignatij Bryanchaninov, set. Asketicheskie opyty. T. 1. S. 158.

40. Tam zhe. S. 159.

41. Feofan Zatvornik, set. Sozercanie i razmyshlenie. S. 331.

42. Tam zhe. S. 334.

43. Ignatij Bryanchaninov, set. Asketicheskie opyty. T. 1. S. 258.

44. Tam zhe. S. 264.

45. Tam zhe. S. 258.

46. Tam zhe. S. 268.

47. Tam zhe.

Загрузки

Опубликован

2024-12-27

Выпуск

Раздел

Раздел I. Святитель Феофан Затворник Вышенский и его духовное наследие

Категории

Как цитировать

Антропологический аспект молитвы в творениях святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова. (2024). Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии, 3, 40-47. https://ojs.tamds.ru/1/article/view/424

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>