Формирование христианско-этических норм в ранней Византии в творчестве святителя Иоанна Златоуста через образы живой природы

Авторы

  • Алленова Инна Викторовна, кандидат исторических наук, доцент, проректор по учебной работе Тамбовской духовной семинарии Тамбовская духовная семинария, 392000, г. Тамбов, ул. М. Горького, д. 3 Автор

DOI:

https://doi.org/10.51216/2687-072X_2025_2_179-190

Ключевые слова:

святитель Иоанн Златоуст, апологетические диалоги, риторические методы, образы флоры и фауны, популяризация христианских этических норм.

Аннотация

Цель данного исследования - выявить, какие аналогии с живой природой использовал святитель Иоанн Златоуст в своих трудах и как с их помощью он разъяснял и популяризировал христианские этические нормы. Объектом исследования является творческое наследие святителя и, в частности, апологетические диалоги, в которых наиболее ярко проявилась эта тенденция. Предметом исследования стали типология и количество используемых образов. Актуальность исследования определяется важностью обращения к святоотеческому наследию как основе популяризации христианских этических норм в современном обществе.

В процессе работы были рассмотрены апологетические диалоги, методы, используемые святителем, а также конкретные примеры их применения в различных речах. Исследование было проведено с помощью таких филологических методов, как контент-анализ, критический анализ текста и сравнительный анализ.

В статье показано, как святитель Иоанн Златоуст через метафоры, сравнения, аллегории демонстрирует возможность следования христианским принципам в повседневной жизни. Ораторский талант святителя проявлялся в том, что он создавал свои речи не только информативными, но и вдохновляющими и эмоциональными, что делало их особенно ценными для христианского богословия. Используя образы флоры и фауны, он влиял на мышление современников и последующих поколений, укрепляя в их сознании христианские нормы.

Автор делает вывод, что образы, используемые святителем Иоанном Златоустом в диалогах, помогали современникам святого лучше понимать сложные богословские, доктринальные положения христианства и сформировать позитивный образ новой для них религии.

Для цитирования: Алленова И. В. Формирование христианско-этических норм в ранней Византии в творчестве святителя Иоанна Златоуста через образы живой природы. DOI: 10.51216/2687-072Х_2025_2_179-190. EDN: TGSDXC // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025. № 2 (31). С. 179-190.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Библиографические ссылки

Список источников

1. Иоанн Златоуст, свт. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. В 12 т. Т. 1. [Б. м.] : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2005. 1007 с.

2. Иоанн Златоуст, свт. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. В 12 т. Т. 2. [Б. м.] : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2005. 1023 с.

3. Иоанн Златоуст, свт. Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может // Азбука веры : православный портал. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/slovo-o-tom-chto-kto-sam-sebe-ne-vredit-tomu-nikto-vredit-ne-mozhet/ (дата обращения: 01.04.2025).

Список литературы

1. Алленова И. В. Образ идеального христианина по трудам святителя Иоанна Златоуста // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2021. № 3 (16). С. 186-197.

2. Алленова И. В. Совершенствование риторического мастерства святителя Иоанна Златоуста : (на материале текстов разных лет) // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2022. № 1 (18). С. 171-181.

3. Балаховская А. С. Агиографический нарратив и его интерпретации : (на материале агиографии Иоанна Златоуста). DOI: 10.22455/2500-4247-2020-5-2-68-87 // Studia Litterarum. 2020. Т. 5, № 2. С. 68-87.

4. Балаховская А. С. Иоанн Златоуст в византийской агиографической традиции (V-X вв.). Москва : Тезаурус, 2013. 300 с.

5. Герасимова И. А., Мильков В. В. Древнерусский философский язык: от чувственного образа к абстрактному понятию. DOI: 10.30727/0235-1188-2018-6-52-62 // Философские науки. 2018. № 6. С. 52-62.

6. Казенина Е. Т. Иоанн Златоуст и его духовное наследие в древнерусской культуре : диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии. Москва : Государственная академия славянской культуры, 2002. 199 с.

7. Пролыгина И. В. Технический инструментарий позднеантичной риторики в текстах Иоанна Златоуста : автореф. дис. на соискание ученой степени канд. фил. наук. Москва : Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 2008. 25 с.

8. Троицкий В. Ю. Формирование основ культуры и мировоззрения учащихся и преподавание словесности // Труды Всероссийских научнопрактических конференций «Филология и школа». Москва : Институт мировой литературы РАН, 2003. Вып. 1. С. 25-68.

9. Хлынова И. Л. К вопросу о сложении корпуса творений святителя Иоанна Златоуста // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия 1. Богословие. Философия. 2007. № 2 (18). С. 31-54.

10. Шадриков В. Д. Духовные способности. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Институт психологии РАН, 2020. 182 с.

List of Sources

1. St. John Chrysostom Tvoreniya svyatogo ottsa nashego Ioanna Zlatousta, arkhiepiskopa Konstantinopolskogo v russkom perevode [The writings of our holy father John Chrysostom, Archbishop of Constantinople in Russian translation]. Holy Dormition Pochayiv Lavra Publ., 2005, vol. 1, 1007 p. (In Russian).

2. St. John Chrysostom Tvoreniya svyatogo ottsa nashego Ioanna Zlatousta, arkhiepiskopa Konstantinopolskogo v russkom perevode [The works of our holy father John Chrysostom, Archbishop of Constantinople in Russian translation]. Holy Dormition Pochayiv Lavra Publ., 2005, vol. 2, 1023 p. (In Russian).

3. St. John Chrysostom Slovo o tom, chto kto sam sebe ne navredit, tomu nikto vredit’ ne mozhet [The word that no one can harm anyone who does not harm themselves]. Pravoslavnyi Portal Azbuka Very [Orthodox Portal ABC of Faith]. (In Russian). Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/slovo-o-tom-chto-kto-sam-sebe-ne-vredit-tomu-nikto-vredit-ne-mozhet/ (accessed: 01.04.2025).

References

1. Allenova I. V. Obraz ideal’nogo khristianina po trudam svyatitelya Ioanna Zlatousta [The image of an ideal Christian based on the works of St. John Chrysostom]. Bogoslovskii sbornik Tambovskoi dukhovnoi seminarii [Theological Collection of Tambov Theological Seminary]. 2021, no. 3 (16), pp. 186-197. (In Russian).

2. Allenova I. V. Sovershenstvovanie ritoricheskogo masterstva svyatitelya Ioanna Zlatousta (na material tekstov raznykh let) [Improving the rhetorical skills of St. John Chrysostom (based on texts from different years)]. Bogoslovskii sbornik Tambovskoi dukhovnoi seminarii [Theological Collection of Tambov Theological Seminary]. 2022, no. 1 (18), pp. 171-181. (In Russian).

3. Balakhovskaya A. S. Agiograficheskii narrative i ego interpretatsiya (na materiale agiografii Ioanna Zlatousta) [Hagiographic narrative and its interpretations (based on the hagiography of John Chrysostom)]. DOI: 10.22455/2500-4247-2020-5-2-68-87 Studia Litterarum [Studia Litterarum]. 2020, vol. 5, no. 2, pp. 68-87. (In Russian).

4. Balakhovskaya A. S. Ioann Zlatoust v vizantiiskoi agiograficheskoi traditsii (V-X vv.) [John Chrysostom in the Byzantine hagiographic tradition (5th-10th centuries)]. Moscow, Thesaurus Publ., 2013, 300 p. (In Russian).

5. Gerasimova I. A., Milkov V. V. Drevnerusskii filosofskii yazyk: ot chuvstvennogo obraza k abstraktnomu ponyatiyu [Old Russian philosophical language: from sensory image to abstract concept]. DOI: 10.30727/0235-1188-2018-6-52-62 Filosofskie nauki [Philosophical Sciences]. 2018, no. 6, pp. 52-62. (In Russian).

6. Kazenina E. T. Ioann Zlatoust i ego dukhovnoe nasledie v drevnerusskoi kul’ture. Diss. kand. kul’turologii [John Chrysostom and his spiritual heritage in old Russian culture. Cand, cult. sci. diss.]. Moscow, State Academy of Slavic Culture Publ., 2002, 199 p. (In Russian).

7. Prolygina I. V. Tekhnicheskii instrumentarii pozdneantichnoi ritoriki v tekstakh Ioanna Zlatousta. Avtoref. diss. kand. filol. nauk [Technical instruments of late antique rhetoric in the texts of John Chrysostom. Cand. philol. sci. diss. abstr.]. Moscow, Lomonosov Moscow State University Publ., 2008, 25 p. (In Russian).

8. Troitsky V. Yu. Formirovanie osnov kul’tury i mirovozzreniya uchashchikhsya i prepodavanie slovesnosti [Formation of the foundations of culture and worldview with students and teaching literature]. Trudy Vserossiiskikh nauchno-prakticheskikh konferentsii “Filologiya i shkola” [Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conferences “Philology and School”]. Moscow, IMLI RAS Publ., 2003, issue 1, pp. 25-68. (In Russian).

9. Khlynova I. L. K voprosu o slozhenii korpusa tvorenii svyatitelya Ioanna Zlatousta [On the issue of the composition of the corpus of writings of St. John Chrysostom]. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo Gumanitarnogo Universiteta [Bulletin of the Orthodox St. Tikhon’s Humanitarian University]. Series 1, Theology. Philosophy, 2007, no. 2 (18), pp. 31-54. (In Russian).

10. Shadrikov V. D. Dukhovnye sposobnosti [Spiritual abilities]. Moscow, Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences Publ., 2020, 182 p. (In Russian).

Загрузки

Опубликован

2025-07-07

Выпуск

Раздел

Духовная словесность

Категории

Как цитировать

Формирование христианско-этических норм в ранней Византии в творчестве святителя Иоанна Златоуста через образы живой природы. (2025). Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии, 2 (31), 179-190. https://doi.org/10.51216/2687-072X_2025_2_179-190

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)