«Ἐπιτομὴ Ἱστοριῶν» Иоанна Зонары. Первые христианские императоры: от Константина I Великого (306–337)до Иовиана (363–364) (часть 2)
DOI:
https://doi.org/10.51216/2687-072X_2025_2_226-247Ключевые слова:
Римская империя, Византийская империя, Константинополь, Константин I Великий, Рим, Юлиан Отступник, Феодосий I.Аннотация
Иоанн Зонара, византийский историк и канонист XII века, оставил после себя значительное историографическое наследие в виде своей «Ἐπιτομὴ ἱστοριῶν» в восемнадцати книгах, покрывающей период от сотворения мира до вступления на престол императора Иоанна Комнина (1118 г.). Первые шесть книг посвящены библейской истории, следующие шесть - истории римской и финальные шесть - истории христианской империи. Иоанн Зонара в значительной степени основывался на трудах таких античных авторов, как Иосиф Флавий и Дион Кассий.
В «римских» главах Зонара уделяет внимание периодам, когда Римская империя сталкивалась с внутренними и внешними вызовами. В фокусе данной работы находятся описания правлений римских императоров от Александра Севера до Юстина I, включая период с 235 по 285 г.н.э., который стал известен как «кризис III века», когда империя вошла в полосу значительной политической и социальной нестабильности. Зонара также обращает внимание на множество «параллельных императоров» - узурпаторов, которые предпринимали попытки захвата власти в различных провинциях. «Ἐπιτομὴ ἱστοριῶν» подчеркивает те трудности, с которыми империя столкнулась, и то, как они влияли на население. С приходом к власти Диоклетиана и переходом от принципата к доминату началась новая эра: император провел реформы, направленные на усиление административного контроля и восстановление экономики. Он разделил империю на зоны компетенции двух августов и двух цезарей (т.н. тетрархия), что должно было, по его мысли, способствовать более эффективному управлению. Однако, несмотря на успешные реформы, на правление Диоклетиана пришлись жестокие гонения против христиан, также отмечаемые Зонарой.
Константин I Великий сделал по Миланскому эдикту христианство дозволенной религией, а фактически - начал процесс придания ему статуса государственной религии. Этот процесс был завершён Фессалоникийским эдиктом “Cunctos populos”, изданным 27 февраля 380 года, который и сделал никейское христианство государственной религией Римской империи. Зонара описывает Константина как полководца и реформатора. Посредством анализа действий и политики императоров Зонара предлагает читателям погрузиться в панораму истории Рима, демонстрируя, как на протяжении веков империя сталкивалась с вызовами и изменениями и как эти изменения формировали современный ему облик ойкумены.
Вторая часть публикуемого перевода охватывает события от выступления Констанция II против Флавия Магна Магненция до конца царствования Иовиана (предшествующие события были изложены в первой части перевода1).
Переведено по изданию: Ioannes Zonaras. Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae. Bonnae: Impensis Ed. Weberi, 1897. Vol. 3. Lib. XIII.1–XIV.5. P. 1–151.
Для цитирования: Хвальков Е. А. «Ἐπιτομὴ Ἱστοριῶν» Иоанна Зонары. Первые христианские императоры: от Константина I Великого (306–337) до Иовиана (363–364) (часть 2). DOI: 10.51216/2687‑072Х_2025_2_226–247. EDN: VBPNSI // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025. № 2 (31). С. 226–247.
Скачивания
Библиографические ссылки
1. Бондач А. Г. К вопросу о биографии византийского правоведа-интеллектуала Иоанна Зонары // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. № 7. С. 54-65.
2. Бондач А. Г., Попов И. Н. Иоанн Зонара // Православная энциклопедия. Москва : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. Т. 24. Иоанн Воин - Иоанна Богослова Откровение. С. 250-261.
3. Гранстрем Е. Э. Каталог греческих рукописей ленинградских хранилищ. Вып. 6 // ВВ. 1967. Т. 27. С. 275-293.
4. Каждан А. П. Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII вв. М., 1974.
5. Кузенков П. В. Зонара // Большая Российская энциклопедия : в 35 т. Москва : Большая Российская энциклопедия, 2008. Т. 10. С. 547.
6. Лавров П. А. Югославянская переделка Зонары // ВВ. 1897. Т. 4. С. 452-460.
7. Любарский Я. Н. Еще один источник «Хроники» Иоанна Зонары // MOYIEION. Санкт-Петербург, 1997. C. 271-274.
8. Смирнов А. Ф. Зонара, Иоанн // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). Санкт-Петербург, 1890-1907.
9. Творогов О. В. Хроника И. Зонары // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Ленинград, 1989. Вып. 2, ч. 2. С. 492-494.
10. Фонкич Б. Л., Поляков Ф. Б. Греческие рукописи Московской Синодальной библиотеки. Москва : Синодальная библиотека Московского Патриархата : Мартис, 1993. 238 с.
11. Черноглазов Д. А. О мировоззрении Иоанна Зонары и его современников // Византийские очерки. Санкт-Петербург : Алетейя, 2006. С. 187-204.
12. Черноглазов Д. А. Римская история устами византийского хрониста XII в.: ещё раз о методе Зонары-историографа // Византийский временник. 2006. Т. 65 (90). С. 191-203.
13. Черноглазое Д. А. Хроника Иоанна Зонары и её источники (IX-XI века) // Византийский временник. 2004. Т. 63 (88). С. 137-154.
14. Черноглазое Д. А. Хроника Иоанна Зонары и ее источники : методы работы Зонары-историографа : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, 2006. 30 с.
15. Bleckmann B. Die Chronik des Zonaras und eine pagane Quelle zur Geschichte Konstantins // Historia: Zschr. fur Alte Geschichte. Wiesbaden, 1991. Bd. 40. № 3. S. 343-365.
16. Bleckmann B. Die Reichskrise des III. Jh. in der spatantiken und byzantinischen Geschichtsschreibung: Untersuchungen zu den nachdionischen Quellen der Chronik des Johannes Zonaras. Munchen, 1992.
17. Boissevain U. Ph. Zonaras‘ Quelle fur die romische Kaisergeschichte von Nerva bis Severus Alexander // Hermes. 1891. Bd. 26. S. 440-452.
18. Boissevain U. Zur handschriftlichen Uberlieferung des Zonaras // BZ. 1895. Bd. 4. S. 250-271.
19. Boor C., de. Romische Kaisergeschichte in byzantinischer Fassung // BZ. 1892. Bd. 1. S. 13-33.
20. Browning R. Zonaras John // NCE. 2003. Vol. 14. P. 934.
21. Buttner-Wobst Th. Die Abhangigkeit des Geschichtschreibers Zonaras von den erhaltenen Quellen // Commentationes Fleckeisenianae. Leipzig, 1890. S. 123-170.
22. Buttner-Wobst Th. Studien zur Textgeschichte des Zonaras // BZ. 1892. Bd. 1. S. 202-244, 594-597.
23. Cameron A. M. Zonaras, Syncellus, and Agathias: A note // CQ. N. S. 1964. Vol. 14. № 1. P. 82-84.
24. Dimaio M. Smoke in the Wind: Zonaras’ Use of Philostorgius, Zosimus, John of Antioch, and John of Rhodes in His Narrative on the Neo-Flavian Emperors // Byz. 1988. Vol. 58. P. 230-255.
25. Dimaio M. The Antiochene Connection: Zonaras, Ammianus Marcellinus, and John of Antioch on the Reigns of the Emperors Constantius II and Julian // Byz. 1980. Vol. 50. P. 158-185.
26. DolgerF. Zonaras Johannes // LTK. 1965. Bd. 10. Sp. 1402-1403.
27. Du Cange C. Praefatio [ad] Joannis Zonarae Annales // PG. 1864. T. 134. Col. 9-26.
28. Gamillscheg E. Zum Inhalt des Codex Philotheu 87 // AnBoll. 1981. Vol. 99. P. 247-249.
29. Grigoriadis I. A Study of the Prooimion of Zonaras’ Chronicle in Relation to Other 12th-Cent. Historical Prooimia // BZ. 1998. Bd. 91. H. 2. S. 327-344.
30. Grigoriadis I. Linguistic and Literary Studies in the Epitome historion of John Zonaras. Thessal., 1998. (BuZavuva Kslpsva ка ps^exai; 26).
31. Haupt H. Neue Beitrage zu den Fragmenten des Dio Cassius // Hermes. 1879. Bd. 14. S. 430-446.
32. Heinemann M. Quaestiones Zonareae: Diss. [Lipsiae]; Dresdae, 1895. Pt. 1.
33. Herman E. Jean Zonaras // DDC. 1957. T. 6. Col. 129-130.
34. Hirsch F. Byzantinische Studien. Leipzig, 1876. S. 377-412.
35. Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 416-419.
36. Jacobs A. Zrnvapaq - Зонара: Die byzantinische Geschichte bei Joannes Zonaras in slavischer Ubersetzung. Munchen, 1970.
37. Karayannopulos J, Weiss G. Quellenkunde zur Geschichte von Byzanz (324-1453). Wiesbaden, 1982. S. 430-431 (№ 382).
38. Kazhdan A. Zonaras John // ODB. 1991. Vol. 3. P. 2229.
39. Krumbacher K. Zur handschriftlichen Uberlieferung des Zonaras // BZ. 1895. Bd. 4. S. 513.
40. Leone P. La tradizione manoscritta dell’Epitome historiarum di Giovanni Zonaras // Syndesmos: Studi in onore di R. Anastasi / A cura di A. Carile et al. Catania, 1994. Vol. 2. P. 221-262.
41. Macrides R. Perception of the Past in the 12th Cent. Canonists // Τὸ Βυζάντιο κατὰ τὸν 12ο αἰώνα. 1991. Σ. 589–599.
42. Magdalino P. Aspects of Twelfth-Century Byzantine “Kaiserkritik” // Speculum. Camb. (Mass.), 1983. Vol. 58. № 2. P. 326-346.
43. Magdalino P. Enlightenment and Repression in Twelfth‑Century Byzantium: The Evidence of the Canonists // Τὸ Βυζάντιο κατὰ τὸν 12ο αἰώνα: Κανονικὸ δίκαιο, κράτος κα κοινωνία / ᾿Εκδ. Ν. Οἰκονομίδης. ᾿Αθήνα, 1991. Σ. 357–373.
44. Mango C. Twelfth-Century Notices from Cod. Christ gr. 53 // JOB. 1992. Bd. 42. S. 221-228.
45. Moravcsik G. Byzantinoturcica. B., 19582. Bd. 1. S. 344–348. (BBA; 10).
46. Omont H. A. Inventaire sommaire des manuscrits grecs de la Bibliotheque Nationale. P., 1886. Pt. 1; 1988. Pt. 2.
47. Patzig E. Über einige Quellen des Zonaras // BZ. 1896. Bd. 5. S. 24–53.
48. Praechter K. Eine unbeachtete Quelle in den Anfangskapiteln des Zonaras // BZ. 1897. Bd. 6. S. 509-525.
49. Todt K.-P. Zonaras Johannes // BBKL. 1998. Bd. 14. Sp. 579-584.
50. Zachariae von Lingenthal C. E. Historiae juris graeco-romani delineatio. Hdlb., 1839. P. 83; Mortreuil. Histoire du droit. T. 3. P. 423-428, 480-481.
51. Ziegler K. Zonaras Ioannes // Ibid. Sp. 718-732.
52. Ζωναρᾶς ᾿Ιωάννης // ΘΗΕ. 1964. Τ. 5. Στ. 1241–1242
53. Κονιδάρης ᾿Ι. Μ. ῾Η θέση τῆς χήρας στὴ βυζαντινὴ κοινωνία̇ ᾿Απὸ τοὺς Πατέρες στοὺς κανονολόγους τοῦ 12ου αἰῶνα // Βυζαντινά. 1991. Τ. 16. Σ. 35–42.
54. Μενεβίσογλου Π. Προλεγόμενα // ῾Ελληνικὴ πατρολογία. ᾿Αθῆναι, 1994. Τ. 137. Σ. ζ´-λε´.
55. Παΐδας Κ. Πληροφορίες γιὰ τὸ δίκαιο τοῦ ἀσύλου στὴν ᾿Επιτομὴ ῾Ιστοριῶν τοῦ ἆΙωάννη Ζωναρᾶ // Βυζαντινά. 2002/2003. Τ. 23. Σ. 125–142.
56. Παπαϒιάννη ᾿Ε., Τρωϊάνος Σπ. Διατάξεις τῆς πολιτειακῆς νομοθεσίας εἰς τὸ ρμηνευτικὸν ἔργον τῶν ᾿Αριστηνοῦ, Ζωναρᾶ κα Βαλσαμῶνος // ΕΕΒΣ. 1981/1982. Τ. 45. Σ. 201–238
57. Πέτροβιτς Μ. Μ. ῾Ο νομοκάνων εἰς ΙϪ´ τίτλους κα οἱ Βυζαντινο σχολιασταί. ᾿Αθῆναι, 1970.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Copyright (c) 2025 Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.