Философия как богословие: опыт создания апологетического учебника по философии для вузов
DOI:
https://doi.org/10.51216/2687-072X_2025_3_14-36Ключевые слова:
преподавание философии, богословие, апологетика, нескучный учебник по философии, секуляризм, постсекуляризм, основной вопрос философии.Аннотация
Актуальность темы определяется существенной мировоззренческой асимметрией между светским и религиозным народным просвещением и образованием, доставшейся нам в наследие от секулярной эпохи. Эта асимметрия проявляется, в частности, в секулярной псевдокритике религиозного мировоззрения со стороны атеистического сознания, основные аргументы которого продиктованы религиозной непросвещенностью или безграмотностью. Принимая во внимание то обстоятельство, что одной из ментальных характеристик нынешнего времени является постсекуляризм, возможно утверждать преодоление перекоса между светским и религиозным народным просвещением в качестве одной из образовательных задач, стоящих перед современным российским обществом.
Объектом исследования является возможность религиозного просвещения в контексте современного светского образования. Предмет исследования - специфика теологического просвещения студентов светских вузов в рамках преподавания общеобразовательного и общеобязательного курса философии и создания одноименного учебника по этой учебной дисциплине. Основными методами исследования являются педагогическое наблюдение, сравнительный анализ, идеализация, мысленный эксперимент, дедукция, индукция и выводы по аналогии.
Один из основных результатов работы представляет собой обоснование возможности и целесообразности православного просвещения учащихся светских вузов в процессе изучения ими философии на основе учебника, имеющего апологетическую направленность и при этом полностью сохраняющего свой образовательный и развивающий потенциал формирования общефилософской культуры личности. Областью применения результатов исследования является педагогическая деятельность по религиозному просвещению в структуре светского образования, формированию православного мировоззрения, а также теория и практика преподавания философии и иных социогуманитарных дисциплин в современном высшем учебном заведении.
Для цитирования: Гусев Д. А. Философия как богословие: опыт создания апологетического учебника по философии для вузов. DOI: https://doi.org/10.51216/2687‑072Х_2025_3_14–36 . EDN: XAKYCW // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025. № 3 (32). С. 14–36.
Скачивания
Библиографические ссылки
Список источников
1. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы (отрывок) / Лингвострановедческий словарь Россия : сайт Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина. URL: https://ls.pushkininstitute.ru/lsslovar/?title=Медиатека:Роман_Ф.М._Достоевского_«Братья_Карамазовы»._Часть_1,_книга_3,_глава_3_«Исповедь_горячего_сердца._В_стихах»_(отрывок) (дата обращения: 01.05.2025).
2. Лермонтов М. Ю. И скучно и грустно... // Культура.РФ : сайт. URL: https://www.culture.ru/poems/37211/i-skuchno-i-grustno (дата обращения: 01.05.2025).
3. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Москва : Политиздат, 1989. 77 с.
Список литературы
1. Гусев Д. А. Секулярная псевдокритика религиозного мировоззрения как фактор экзистенциальной и социальной неустойчивости. Часть 1 // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2024а. № 1 (26) . С. 14-38.
2. Гусев Д. А. Секулярная псевдокритика религиозного мировоззрения как фактор экзистенциальной и социальной неустойчивости. Часть 2 // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2024b. № 2 (27) . С. 14-37.
3. Гусев Д. А. Учитель и ученый // Педагогика и просвещение. 2017. № 3. С. 80-94.
4. Гусев Д. А. Философия : нескучный учебник : учебник для вузов. Москва : Прометей, 2025. 808 с.
5. Гусев Д. А., Минайченкова Е. И., Пустовойтов Ю. Л. Гармония научного и религиозного просвещения как условие устойчивости современного российского общества : (историко-философский и общетеоретический аспекты) // Образовательные ресурсы и технологии. 2022. № 4 (41). С. 72-79.
6. Денисова Л. В., Морозов А. А. Постсекуляризм в современной России: опасности и перспективы // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9, № 2. С. 100-109.
7. Катасонов В. Н. История науки и теология // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025. № 1 (30). С. 14-24.
8. Кузьмина Е. В. Секулярный постсекуляризм как характерная черта современного общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 6-2 (44). С. 116-119.
9. Михайлова Л. Б. Специфика религиозного сознания в постсоветском социокультурном пространстве // Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 53, № 3. С. 167-183.
10. Цыплаков Д. А. Образовательный процесс в России как результат секуляризации // Образование и общество. 2015а. Т. 3. № 92. С. 116-119.
11. Цыплаков Д. А. Постсекулярное общество в России и сфера образования // Гуманизация образования. 2015b. № 3. С. 8-14.
Sources
1. Dostoevsky F. M. Brat’ya Karamazovy (otryvok) [The Karamazov Brothers (excerpt)]. Sait Gosudarstvennogo instituta russkogo yazyka im. A. S. Pushkina Lingvostranovedcheskii slovar’ Rossiya [Website of the State Institute of Russian Language named after A. S. Pushkin Linguistic and Cultural Dictionary Russia]. (In Russian). Available at: https://https://ls.pushkininstitute.ru/lsslovar/?title=Медиатека:Роман_Ф.М._Достоевского_«Братья_Карамазовы»._Часть_1,_книга_3,_глава_3_«Исповедь_горячего_сердца._В_стихах»_(отрывок) (accessed: 01.05.2025).
2. Lermontov M. Yu. I skuchno i grustno [Both boring and sad...] Sait Kul’tura.RF [Culture.RF Website]. (In Russian). Available at: https://www.culture.ru/poems/37211/i-skuchno-i-grustno (accessed: 01.05.2025).
3. Engels F. Lyudvig Feierbakh i konets klassicheskoi nemetskoi filosofii [Ludwig Feuerbach and the end of classical German philosophy]. Moscow, Politizdat, 1989, 77 p. (In Russian).
References
1. Gusev D. A. Sekulyarnaya psevdokritika religioznogo mirovozzreniya kak faktor ekzistentsinal’noi i sotsial’noi neustoichivosti. Chast’ 1 [Secular pseudo-criticism of religious worldview as a factor of existential and social instability. Part 1]. Bogoslovskii sbornik Tambovskoi dukhovnoi seminarii [Theological Collection of Tambov Theological Seminary]. 2024a, no. 1 (26), pp. 14-38. (In Russian).
2. Gusev D. A. Sekulyarnaya psevdokritika religioznogo mirovozzreniya kak faktor ekzistentsinal’noi i sotsial’noi neustoichivosti. Chast’ 2 [Secular pseudo-criticism of religious worldview as a factor of existential and social instability. Part 2]. Bogoslovskii sbornik Tambovskoi dukhovnoi seminarii [Theological Collection of Tambov Theological Seminary]. 2024b, no. 2 (27), pp. 14-37. (In Russian).
3. Gusev D. A. Uchitel’ i uchenyi [Teacher and scientist]. Pedagogika iprosveshchenie [Pedagogy and Education]. 2017, no. 3, pp. 80-94. (In Russian).
4. Gusev D. A. Filosofiya [Philosophy]. Moscow, Prometheus Publ., 2025, 808 p. (In Russian).
5. Gusev D. A., Minaychenkova E. I., Pustovoitov Yu. L. Garmoniya nauchnogo i religioznogo prosveshcheniya kak uslovie ustoichivosti sovre-mennogo rossiiskogo obshchestva (istoriko-filosofskii i obshcheteoreticheskii aspekty [Harmony of scientific and religious education as a condition for the stability of modern Russian society (historical, philosophical and general theoretical aspects)]. Obrazovatel’nye resursy i tekhnologii [Educational Resources and Technologies]. 2022, no. 4 (41), pp. 72-79. (In Russian).
6. Denisova L. V., Morozov A. A. Postsekulyarizm v sovremennoi Rossii: opasnosti i perspektivy [Post-secularism in modern Russia: dangers and prospects]. Nauchnyi rezul’tat. Sotsiologiya i upravlenie [Scientific Result. Sociology and Management]. 2023, vol. 9, no. 2, pp. 100-109. (In Russian).
7. Katasonov V. N. Istoriya nauki i teologiya [History of science and theology]. Bogoslovskii sbornik Tambovskoi dukhovnoi seminarii [Theological Collection of Tambov Theological Seminary]. 2025, no. 1 (30), pp. 14-24. (In Russian).
8. Kuzmina E. V. Sekulyarnyi postsekulyarizm kak kharakternaya cherta sovremennogo obshchestva [Secular postsecularism as a characteristic feature of modern society]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul’turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Cultural Studies and Art Criticism. Theory and Practice Issues]. 2014, no. 6-2 (44), pp. 116-119. (In Russian).
9. Mikhailova L. B. Spetsifika religioznogo soznaniya v postsovetskom sotsiokul’turnom prostranstve [Specificity of religious consciousness in the post-Soviet socio-cultural space]. Epistemologiya i filosofita nauki [Epistemology and Philosophy of Science]. 2017, vol. 53, no. 3, pp. 167-183. (In Russian).
10. Tsyplakov D. A. Obrazovatel’nyi protsess v Rossii kak rezul’tat sekulyarizatsii [Educational process in Russia as a result of secularization]. Obrazovanie i obshchestvo [Education and Society]. 2015a, vol. 3, no. 92, pp. 116-119. (In Russian).
11. Tsyplakov D. A. Postsekulyarnoe obshchesnvo v Rossii i sfera obra-zovaniya [Post-secular society in Russia and the sphere of education]. Guman-izatsiya obrazovaniya [Humanization of Education]. 2015b, no. 3, pp. 8-14. (In Russian).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Copyright (c) 2025 Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.