Концепция воспитывающего обучения в «Записках по дидактике» священномученика Фаддея (Успенского) (на примере Главы II)
DOI:
https://doi.org/10.51216/Ключевые слова:
концепция воспитывающего обучения, концепция развивающего обучения, священномученик Фаддей (Успенский), Закон Божий, педагогический труд «Записки по дидактике».Аннотация
В статье представлен анализ второй главы фундаментального педагогического труда «Записки по дидактике» священномученика Фаддея (Успенского). Актуальность обращения именно к этой части «Записок…» обусловлена несколькими причинами. Во-первых, «Записки…» были изданы архимандритом Фаддеем в Уфе в 1902 году. До недавнего времени в электронном варианте была доступна лишь первая глава, посвященная вопросам общей дидактики и получившая достаточное осмысление в диссертации Н. Н. Доненко (2020 год). Вторая глава («О преподавании Закона Божия») и третья глава («О преподавании славянского языка») были переизданы в электронном варианте в Твери лишь в 2003 году. Благодаря этому открылась возможность для исследования этих глав педагогами-практиками, работающими в воскресных школах, православных гимназиях, духовных семинариях и т.п., преподающими «Закон Божий» как системообразующий предмет. Во-вторых, в Главе 2 архимандриту Фаддею удалось сформулировать базовые положения, концептуальные принципы воспитывающего обучения и педагогическую технологию реализации этой концепции в реальном педагогическом процессе. Автор статьи высказывает предположение, что именно священномученик Фаддей (Успенский) является одним из первых, кто в начале XX века разработал концепцию воспитывающего обучения, впоследствии развитую советскими педагогами лишь в 1960–1980-е годы. В заключение отмечается ряд актуальных вопросов в системе российского образования, связанных с поиском новых подходов к развитию светской педагогической науки и практики на фундаменте христианской веры.
Скачивания
Библиографические ссылки
1. Доненко, Н. Н. Образовательно-просветительская деятельность и дидактическое наследие Фаддея (Успенского) : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание кандидата педагогических наук / Доненко Николай Николаевич ; Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского. – Ялта, 2020. – 272 с. – URL: https://www.dissercat.com/content/obrazovatelnoprosvetitelskaya-deyatelnost-i-didakticheskoe-nasledie-faddeyauspenskogo/read (дата обращения: 16.04.2022).
2. Беленчук, Л. Н. Развитие церковной дидактики в конце XIX – начале XX / Л. Н. Беленчук. – Текст : электронный // Вестник ПСТГУ. Серия IV. Педагогика. Психология. – 2020. – Вып. 59. – С. 79–90. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tserkovnoy-didaktiki-v-kontse-xix-nachale-xx-veka/viewer (дата обращения: 15.04.2022).
3. Гринько, К. М. Духовно-просветительская деятельность архиепископа Фаддея (Успенского) в конце XIX – первом десятилетии ХХ в. / Гринько Ксения Михайловна. – Текст : электронный // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012. – № 3–1. – С. 54–57. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-prosvetitelskaya-deyatelnost-arhiepiskopafaddeya-uspenskogo-v-kontse-xix-pervom-desyatiletii-xx-v/viewer (дата обращения: 15.04.2022).
4. Еригин, Ю. В. «Записки по дидактике» Фаддея (Успенского) – первый в России фундаментальный труд по православной педагогике / Еригин Ю. В., С. Е. Чушкина. – Текст : электронный // Педагогический журнал Башкортостана. – 2017. – № 1 (68). – С. 134–145. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zapiski-podidaktike-faddeya-uspenskogo-pervyy-v-rossii-fundamentalnyy-trudpo-pravoslavnoy-pedagogike (дата обращения: 15.04.2022).
5. Дивногорцева, С. Ю. Основы православной педагогической культуры : учебное пособие / С. Ю. Дивногорцева. – Москва : Издательство ПСТГУ, 2013. – 240 с. – ISBN 978-5-7429-0839-5. – Текст : непосредственный.
6. Козлова, Н. И. Развитие теории воспитывающего обучения в истории отечественной педагогической науки / Н. И. Козлова. – Текст : электронный // Вестник ЧитГУ. – 2007. – № 4 (45). – С. 128–133. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitieteorii-vospityvayuschego-obucheniya-v-istorii-otechestvennoypedagogicheskoy-nauki/viewer (дата обращения: 16.04.2022).
7. Напольских, Н. Б. Понятие «воспитывающее обучение» в контексте современного образования. – Текст : электронный // Sciences of Europe. – 2020. – Vol. 4, No 52. – P. 25–28. – URL: https://www.europe-science.com/wp-content/uploads/2021/11/VOL-4-No-52-2020.pdf (дата обращения: 16.04.2022).
8. Яковлев, Е. В. Педагогическая концепция : методологические аспекты построения / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. – Москва : ВЛАДОС, 2006. – 239 с. – ISBN 5-691-01523-0. – Текст : непосредственный.
9. Фаддей (Успенский), архиеп. Тверской. Творения. В 2 кн. Кн. 2. Записки по дидактике / архиепископ Фаддей (Успенский). – Тверь : Булат, 2003. – 335 с. – (Духовное наследие мучеников и исповедников Русской Православной Церкви). – ISBN 5-902112-17-6. – Текст : непосредственный.
10. Верхотурова, Ю. А. Педагогическая деятельность как психолого-педагогический феномен / Верхотурова Юлия Анатольевна, Галагузова Юлия Николаевна. – Текст : электронный // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 3. – С. 62–67. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ pedagogicheskaya-deyatelnostkak-psihologo-pedagogicheskiy-fenomen/viewer (дата обращения: 16.04.2022).
11. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению : краткий очерк аскетики / святитель Феофан Затворник. – Москва : Правило веры, 1998. – 607 с. – ISBN 5-7533-0056-1. – Текст : непосредственный.
REFERENCES
1. Donenko N.N. Obrazovatel’no-prosvetitel’skaya deyatel’nost’ i didakticheskoe nasledie Faddeya (Uspenskogo). Diss. kand. ped. nauk [Educational and awareness raising activities and the didactic heritage of Thaddeus (Uspensky). Cand. ped. sci. diss.]. Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky. Yalta, 2020, 272 p. (In Russian). Available at: https://www.dissercat.com/content/obrazovatelno-prosvetitelskaya-deyatelnost-i-didakticheskoe-nasledie-faddeya-uspenskogo/read (accessed: 16.04.2022).
2. Belenchuk L.N. Razvitie tserkovnoi didaktiki v kontse XIX – nachale XX [The development of church didactics in the late 19th – early 20th centuries]. Vestnik PSTGU [St. Tikhon’s University Review]. Series IV. Pedagogy. Psychology. 2020, issue 59, pp. 79–90. (In Russian). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitietserkovnoy-didaktiki-v-kontse-xix-nachale-xx-veka/viewer (accessed: 15.04.2022).
3. Grinko K.M. Dukhovno-prosvetitel’skaya deyatel’nost’ arkhiepiskopa Faddeya (Uspenskogo) v kontse XIX – pervom desyatiletii XX v. [Spiritual and educational activities of Archbishop Thaddeus (Uspensky) at the end of the 19th – the first decade of the 20th centuries]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of the Vyatka State University for the Humanities]. 2012, no. 3–1, pp. 54–57. (In Russian). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-prosvetitelskaya-deyatelnost-arhiepiskopa-faddeya-uspenskogo-v-kontse-xix-pervom-desyatiletii-xx-v/viewer (accessed 15.04.2022).
4. Erigin Yu.V. “Zapiski po didaktike” Faddeya (Uspenskogo) – pervyi v Rossii fundamental’nyi trud po pravoslavnoi pedagogike [“Notes on didactics” by Thaddeus (Uspensky) is the first fundamental work in Russia on Orthodox pedagogy]. Pedagogicheskii zhurnal Bashkortostana [Pedagogical Journal of Bashkortostan]. 2017, no. 1 (68), pp. 134–145. (In Russian). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/zapiski-po-didaktike-faddeya-uspenskogo-pervyy-v-rossii-fundamentalnyy-trud-po-pravoslavnoy-pedagogike (accessed: 15.04.2022).
5. Divnogortseva S.Yu. Osnovy pravoslavnoi pedagogicheskoi kul’tury [Fundamentals of Orthodox pedagogical culture]. Moscow, PSTGU Publ., 2013, 240 p. (In Russian).
6. Kozlova N.I. Razvitie teorii vospityvayushchego obucheniya v istorii otechestvennoi pedgogicheskoi nauki [Development of the theory of nurturing education in the history of domestic pedagogical science]. Vestnik Chitinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chita State University]. 2007, no. 4 (45), pp. 128–133. (In Russian). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-teorii-vospityvayuschego-obucheniya-v-istorii-otechestvennoy-pedagogicheskoy-nauki/viewer (accessed: 16.04.2022).
7. Napolskikh N.B. Ponyatie “vospityvayushchee obuchenie” v kontekste sovremennogo obrazovaniya [The concept of “nurturing education” in the context of modern education]. Sciences of Europe, 2020, vol. 4, no 52, pp. 25–28. (In Russian). Available at: https://www.europe-science.com/wp-content/uploads/2021/11/VOL-4-No-52-2020. pdf (accessed 16.04.2022).
8. Yakovlev E.V. Pedagogicheskaya kontseptsiya: metodologicheskie aspecty postroeniya [Pedagogical concept: methodological aspects of construction]. Moscow, VLADOS Publ., 2006, 239 p. (In Russian).
9. Thaddeus (Uspensky), Archbishop of Tver Tvoreniya [Works]. Tver, Bulat Publ., 2003, book 2. Notes on didactics, 335 p. (In Russian).
10. Verkhoturova Yu.A. Pedagogicheskaya deyatel’nost’ kak psikhologo-pedagogicheskii fenomen [Pedagogical activity as a psychological and pedagogical phenomenon]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia], 2019, no. 3, pp. 62–67. (In Russian). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ pedagogicheskaya-deyatelnost-kak-psihologo-pedagogicheskiy-fenomen/viewer (accessed: 16.04.2022).
11. St. Theophan the Recluse Put’ ko spaseniyu : kratkii ocherk asketiki [The Path to Salvation: A Brief Essay on Asceticism]. Moscow, Rule of Faith Publ., 1998, 607 p. (In Russian).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.