Преемственность педагогических подходов святителя Филарета (Дроздова) и священномученика Фаддея (Успенского) в реформировании системы духовного образования в России: к постановке проблемы

Авторы

  • Евтихиев Петр Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой филологических и церковно-практических дисциплин Тамбовской духовной семинарии Тамбовская духовная семинария, 392000, Россия, г. Тамбов, ул. М. Горького, д. 3. Автор
  • Иеромонах Зосима (Клинков Алексей Владимирович), магистрант 1 курса Тамбовской духовной семинарии Тамбовская духовная семинария, 392000, Россия, г. Тамбов, ул. М. Горького, д. 3. Автор

DOI:

https://doi.org/10.51216/2687-072X_2025_1_181-201

Ключевые слова:

святитель Филарет (Дроздов), священномученик Фаддей (Успенский), реформа образования, духовное образование, церковноприходская школа, подготовка педагогических кадров, учебные планы и программы.

Аннотация

Статья посвящена выявлению идейной преемственности в деятельности святителя Филарета (Дроздова) (пер. пол. XIX в.) и священномученика Фаддея (Успенского) (нач. XX в.) по реформированию системы духовного образования в России. Актуальность темы обусловлена потребностью в изучении опыта предшествующих поколений в области духовно-нравственного воспитания и обучения в целях его использования в современной системе образования.

Материалом исследования послужили Уставы духовных академий 1814, 1868 гг., издание «Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Собрание мнений и отзывов» в пяти томах, содержащее воспоминания современников, ставших свидетелями реформирования системы духовного образования середины XIX столетия, а также труд священно-мученика Фаддея (Успенского) «Записки по дидактике». В работе использованы теоретико-аналитический, идеографический, сопоставительный методы научного исследования.

В результате исследования выявлено единство мировоззренческого и методологического подходов двух архипастырей в построении единой системы духовного образования в России. Общность подхода к преобразованию образовательной модели отмечается по двум направлениям: а) подготовка педагогических кадров и б) выработка единого понимания цели и задач духовного образования на всех уровнях: от начального (церковно-приходские школы) до высшего (духовные академии). Это позволило к концу XIX века выстроить целостную вертикаль духовного образования. Обоими иерархами была предпринята попытка решения одной из актуальных проблем системы духовного образования - интеграции светских наук и богословия.

Для цитирования: Евтихиев П. Н., Зосима (Клинков А. В.), иером. Преемственность педагогических подходов святителя Филарета (Дроздова) и священномученика Фаддея (Успенского) в реформировании системы духовного образования в России: к постановке проблемы. DOI: 10.51216/2687‑072Х_2025_1_181-201. EDN: HOZELS // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025. No 1 (30). С. 181–201. 

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Библиографические ссылки

Список источников

1. Корсунский И. К истории изучения греческого языка и его словесности в Московской Духовной Академии : [наиболее выдающиеся труды и труженики в области изучения этого предмета] // Богословский вестник. 1893. Т. 4, № 11. С. 221-259 (2-я паг.).

2. Листовский И. С. Филарет, архиепископ Черниговский // Русский архив. Москва : В Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1887. URL: https://runivers.rU/bookreader/book408965/#page/49/ mode/1up (дата обращения: 01.10.2024).

3. Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. Творения : в 2 кн. Кн. 2. Записки по дидактике. Тверь : Булат, 2003. 335 с. (Духовное наследие мучеников и исповедников Русской Православной Церкви).

4. Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Собрание мнений и отзывов. Т. 1, Санкт-Петербург, 1885, 510 с.; Т. 2, Санкт-Петрбург, 1885, 485 с.; Т. 3, Санкт-Петербург, 1885, 600 с.; Т. 4, Москва, 1886, 613 с.; Т. 5-6, Москва, 1887, 1033 с.; Том дополнительный, Санкт-Петербург, 1887, 679 с.

5. Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. 2-е изд. Париж: YMCA-PRESS, 1981. 622 с.

Список литературы

1. Гринько К. М. Духовно-просветительская деятельность архиепископа Фаддея (Успенского) в конце XIX - первом десятилетии ХХ в. // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. № 3-1. С. 54-57.

2. Грудинина E. В. К вопросу о периодизации и проблемах развития русского литературного языка // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2022. № 4 (21). С. 164-182. DOI: 10.51216/2687- 072Х_2022_4_164. EDN: KTXABJ.

3. Евтихиев П. Н. Концепция воспитывающего обучения в «Записках по дидактике» священномученика Фаддея (Успенского) (на примере Главы II) // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2022. № 3 (20). С. 112-129. DOI: 10.51216/2687-072X_2022_3_112. EDN: YNKYZG.

4. Евтихиев П. Н. Псалтирь как учебная (дидактическая) книга: анализ перспектив ее использования в современной школе // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2019. № 8. С. 165-172.

5. Жужгова Н. В. Формирование исторического мышления в условиях современного образования // Пермский педагогический журнал. 2011. № 2. С. 91-95.

6. Клинков А. В. Дидактические подходы к обучению церковнославянскому языку у священномученника Фаддея (Успенского): аспектный анализ // Православный собеседник. 2023. № 1 (31). С. 152-158. EDN: LWQAMW.

7. Коновалова Т. Н. История развития церковно-приходских школ в России во второй половине XIX века // Евразийский Научный Журнал. 2016. № 12. URL: https://journalpro.ru/pdf-article/?id=6170 (дата обращения: 01.10.2024).

8. Никитин С. В. Православная воскресная школа на этапе цивилизационного слома: перспективы развития // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения : сборник статей XXIX Международной научно-практической конференции, Пенза, 27 апреля 2022 года. Пенза : Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2022. С. 133-138. EDN: ULJQXG.

9. Певцов Р. Святитель Московский Филарет и реформа духовного образования // Православная книга : сайт. URL: https://orthodox-book.ru/ index.php?option=com_content&view=article&id=82:2011-08-31-17-47-32&catid=9:2011-08-31-16-58-32&Itemid=13 (дата обращения: 15.12.2024).

10. Рязанцева Н. П. Теоретико-педагогическая модель построения народной школы С. И. Миропольского // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2005. № 1. С. 23-48.

11. Скрынник В. Н. Идея, мировоззрение, идеология. Попытка сравнительного анализа // Вестник Удмуртского университета. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Вып. 4. Т. 27. С. 408-415.

12. Сухова Н. Ю. «Воспитание юношества, Церкви посвященного»: духовно-учебная реформа 1808-1814 гг. и святитель Филарет // Филаретов-ский альманах. 2011. № 7. С. 140-162.

13. Феодосий (Васнев), митрополит Тамбовский и Рассказовский. Система духовного образования: Россия до 1867 г. // Философия хозяйства. 2019. № 1 (121). С. 215-219.

14. Феодосий (Васнев С. И.), митрополит Тамбовский и Рассказовский. Митрополит Владимир (Богоявленский) о жизни и проблемах российского общества на рубеже XIX-XX веков (к 30-летию обретения святых мощей) // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2022. № 3 (20). С. 59-71. DOI: 10/51216/2687-072X_2022_3_59. EDN: ZUGQSA.

REFERENCES

List of Sources

1. Korsunsky I. K istorii izucheniya grecheskogo yazyka i ego slovesnosti v Moskovskoi Dukhovnoi Akademii [On the history of the study of the Greek language and its literature at the Moscow Theological Academy]. Bogoslovskii vestnik [Theological Bulletin]. 1893, vol. 4, no. 11, pp. 221-259. (In Russian).

2. Listovsky I. S. Filaret, arkhiepiskop Chernigovskii [Filaret, Archbishop of Chernigov]. Russkii arkhiv [Russian Archive]. Moscow, University Printing House (M. Katkov) on Strastnoy Boulevard Publ., 1887. (In Russian). Available at: https://runivers.ru/bookreader/book408965/#page/49/mode/1up (accessed: 01.10.2024).

3. Thaddeus (Uspensky), Archbishop of Tver Tvoreniya [Writings]. Tver, Bulat Publ., 2003, book 2, Notes on Didactics, 335 p. (In Russian).

4. Philaret, Metropolitan of Moscow and Kolomna Sobranie mnenii i otzyvov [Collection of Opinions and Reviews]. St. Petersburg, 1885, vol. 1, 510 p.; St. Petersburg, 1885, vol. 2, 485 p.; St. Petersburg, 1885, vol. 3, 600 p.; Moscow, 1886, vol. 4, 613 p.; Moscow, 1887, vols. 5-6, 1033 p.; St. Petersburg, 1887. Supplementary Volume, 679 p. (In Russian).

5. Florovsky George, Archpriest Puti russkogo bogosloviya [Paths of Russian Theology]. Paris, YMCA-PRESS Publ., 1981, 622 pp. (In Russian).

References

1. Grin’ko K. M. Dukhovno-prosvetitel’skaya deyatel’nost’ arkhiepiskopa Faddeya (Uspenskogo) v kontse XIX - pervom desyatiletii XX v. [Spiritual and educational activities of Archbishop Thaddeus (Uspensky) in the late 19th - first decade of the 20th century]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of the Vyatka State Humanitarian University]. 2012, no. 3-1, pp. 54-57. (In Russian).

2. Grudinina E. V. K voprosu o periodizatsii i problemakh razvitiya russkogo literaturnogo yazyka [On the issue of periodization and problems of the Russian literary language development]. Bogoslovskii sbornik Tambovskoi dukhovnoi seminarii [Theological Collection of Tambov Theological Seminary]. 2022, no. 4 (21), pp. 164-182. DOI: 10.51216/2687-072Х_2022_4_164. EDN: KTXABJ. (In Russian).

3. Evtikhiev P. N. Kontseptsiya vospityvayushchego obucheniya v “Zapiskakh po didaktike” svyashchennomuchenika Fadeya (Uspenskogo) (na primere glavy II) [The concept of educational teaching in the “Notes on Didactics” of the holy martyr Thaddeus (Uspensky) (based on Chapter 2)]. Bogoslovskii sbornik Tambovskoi dukhovnoi seminarii [Theological Collection of Tambov Theological Seminary]. 2022, no. 3 (20), pp. 112-129. DOI: 10.51216/2687-072X_2022_3_112. EDN: YNKYZG. (In Russian).

4. Evtikhiev P. N. Psaltyr’ kak uchebnaya (didakticheskaya) kniga: analiz perspektiv ee ispol’zovaniya v sovremennoi shkole [The Psalter as an educational (didactic) book: an analysis of the prospects for its use in a modern school]. Bogoslovskii sbornik Tambovskoi dukhovnoi seminarii [Theological Collection of Tambov Theological Seminary]. 2019, no. 8, pp. 165-172. (In Russian).

5. Zhuzhgova N. V. Formirovanie istoricheskogo myshleniya v usloviyakh sovremennogo obrazovaniya [Formation of historical thinking in the context of modern education]. Permskii pedagogicheskii zhurnal [Perm Pedagogical Journal]. 2011, no. 2, pp. 91-95. (In Russian).

6. Klinkov A. V. Didakticheskie podkhody k obuchenoyu tserkovnoslavyanskomu yazyku u svyashchennomuchenika Faddeya (Uspenskogo): aspektnyi analiz [Didactic approaches to teaching Church Slavonic from the holy martyr Thaddeus (Uspensky): aspect analysis]. Pravoslavnyi sobesednik [Orthodox Interlocutor]. 2023, no. 1 (31), pp. 152-158. EDN: LWQAMW. (In Russian).

7. Konovalova T. N. Istoriya razvitiya tserkovno-prikhodskikh shkol v Rossii vo vtoroi polovine XIX veka [History of the development of parish schools in Russia in the second half of the 19th century]. Evraziiskii Nauchnyi Zhurnal [Eurasian Scientific Journal. 2016, no. 12 (In Russian). Available at: https:// journalpro.ru/pdf-article/?id=6170 (accessed: 01.10.2024).

8. Nikitin S. V. Pravoslavnaya voskresnaya shkola na etape tsivilizatsionnogo sloma: perspektivy razvitiya [Orthodox Sunday school at the stage of civilizational collapse: development prospects]. Sbornik statei XXIX Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii “Nauka i innovatsii v XXI veke: aktual’nye voprosy, otkrytiya i dostizheniya” [Proceedings of the 29th International Scientific and Practical Conference “Science and Innovations in the 21st Century: Current Issues, Discoveries and Achievements”]. Penza, Science and Education (IP Gulyaev G. Yu.) Publ., 2022, pp. 133-138. EDN: ULJQXG. (In Russian).

9. Pevtsov R. Svyatitel’ Moskovskii Filaret i reforma dukhovnogo obrazovaniya [Saint Philaret of Moscow and the reform of theological education]. (In Russian). Available at: https://orthodox-book.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=82:2011-08-31-17-47-32&catid=9:2011-08-31-16-58-32&Itemid=13 (accessed: 15.12.2024).

10. Ryazantseva N. P. Teoretiko-pedagogicheskaya model’ postroenie narodnoi shkoly S. I. Miropol’skogo [Theoretical and pedagogical model of building S. I. Miropolsky public school]. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya IV: Pedagogika. Psikhologiya [Bulletin of the Orthodox St. Tikhon’s University for the Humanities. Series IV: Pedagogy. Psychology]. 2005, issue 1, pp. 23-48. (In Russian).

11. Skrynnik V. N. Ideya, mirovozzrenie, ideologiya. Popytka sravnitel’nogo analiza [Idea, worldview, ideology. An attempt at a comparative analysis]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya “Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika” [Bulletin of the Udmurt University. Series “Philosophy. Psychology. Pedagogy”]. 2017, issue 4, vol. 27, pp. 408-415. (In Russian).

12. Sukhova N. Yu. “Vospitanie yunoshestva, Tserkvi posvyashchennogo”: dukhovno-uchebnaya reforma 1808-1814 gg. i svyatitel’ Filaret [“Education of young people dedicated to the Church”: the spiritual and educational reform of 1808-1814 and Saint Philaret]. Filaretovskii al’manakh [Philaret Almanac]. 2011. no. 7, pp. 140-162. (In Russian).

13. Feodosy (Vasnev), Metropolitan Sistema dukhovnogo obrazovaniya: Rossiya do 1867 g. [The system of theological education: Russia before 1867]. Filosofiya khozyaistva [Philosophy of Economy]. 2019, no. 1 (121), pp. 215-219. (In Russian).

14. Feodosy (Vasnev S. I.), Metropolitan Mitropolit Vladimir (Bogoyavlenskii) o zhizni i problemakh rossiiskogo obshchestva na rubezhe XIX-XX vekov (k 30-letiyu obreteniya svyatykh moshchei) [Metropolitan Vladimir (Bogoyavlensky) on life and problems of Russian society at the turn of the 20th century (on the 30th Anniversary of the Discovery of the Holy Relics)]. Bogoslovskii sbornik Tambovskoi dukhovnoi seminarii [Theological Collection of Tambov Theological Seminary]. 2022, no. 3 (20), pp. 59-71. DOI: 10/51216/2687-072X_2022_3_59. EDN: ZUGQSA. (In Russian).

Загрузки

Опубликован

2025-04-04

Выпуск

Раздел

Церковно-практические науки

Категории

Как цитировать

Преемственность педагогических подходов святителя Филарета (Дроздова) и священномученика Фаддея (Успенского) в реформировании системы духовного образования в России: к постановке проблемы. (2025). Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии, 1 (30), 181-201. https://doi.org/10.51216/2687-072X_2025_1_181-201

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)