Исторический опыт толкования апокалиптического образа Вавилона‑блудницы в протестантизме и старообрядчестве: сходства и различия в подходах к интерпретации
DOI:
https://doi.org/10.51216/2687-072X_2025_3_37-55Ключевые слова:
образ Вавилона-блудницы, антихрист, Апокалипсис, эсхатология, протестантизм, старообрядчество.Аннотация
В статье представлен опыт исследования практик толкования апокалиптического образа Вавилона-блудницы в протестантизме и старообрядчестве, отмечены главные факторы, влиявшие на специфику формирования и развития этих практик, отражена причинно-следственная связь между экклесиологическими представлениями протестантов и старообрядцев и формами выбора ими подходов к интерпретированию означенного образа.
Актуальность данного исследования определяется высоким уровнем научного интереса к проблематике протестантской и старообрядческой теологии вообще и апокалиптики в частности, притом что тематика сравнительного анализа протестантской и старообрядческой апокалиптики в современной научно-исследовательской литературе освещена слабо.
В данной работе реализована попытка пролить дополнительный свет на один из наименее изученных аспектов этой тематики, в чём, собственно, усматривается её научная новизна. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы выявить и обозначить принципиальные сходство и различия, усматриваемые в подходах к интерпретации образа Вавилона-блудницы, использовавшихся протестантами, с одной стороны, и старообрядцами -с другой. В ходе раскрытия темы статьи были задействованы как общенаучные, так и специальные методы научных исследований (методы библейской герменевтики, хронологический, сравнительно-исторический и прочие).
В результате исследования были установлены, проанализированы и сопоставлены основные подходы, примененные представителями протестантизма и старообрядчества в рамках развития практик интерпретирования образа Вавилона-блудницы. На основе этого сравнения подтверждено, что мнение ряда современных мыслителей, указывающих на чрезвычайно высокую степень сходства протестантов со старообрядцами, не согласуется с действительным положением вещей.
Для цитирования: Леонов А. М. Исторический опыт толкования апокалиптического образа Вавилона-блудницы в протестантизме и старообрядчестве: сходства и различия в подходах к интерпретации. DOI: https://doi.org/10.51216/2687-072Х_2025_3_37-55 . EDN: XRVFLR // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2025. № 3 (32). С. 37-55.
Скачивания
Библиографические ссылки
Список источников
1. Библия : книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические / в русском переводе с объяснительным вступлением к каждой книге Библии и примечаниями Ч. И. Скоуфилда с английского издания 1909 года. Чикаго : Славянское евангельское общество, 1990. 1499, 10 с.
2. Андрей Кесарийский, архиеп. Апокалипсис с толкованием Андрея Кесарийского : [рукопись]. XVI в. // ОР РГБ (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки). Ф. 228. № 63. II, 133 л.
2. Геллей Г. Библейский справочник : пер. с англ. Санкт-Петербург : Библия для всех, 2004. 864 с.
3. Лютер М. О Вавилонском пленении Церкви, или в чем состоит по преимуществу природа, число и употребление Таинств // О Вавилонском пленении Церкви / сост. и ред. И. Фокин. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское общество Мартина Лютера : издательство Санкт-Петербургского христианского университета, 2017. С. 91-191.
4. Сборник сочинений протопопа Аввакума и диакона Федора Иванова : [рукопись]. XIX в. // ОР РГБ. Ф. 17. № 966. 235 л.
5. Слово о лжепророках и лжеучителях. [Старообрядческое издание]. Клинцы : Типография Федора Карташева, 1786. 60 л.
6. Benedetto XIV. Enciclica Apostolica Constitutio del Sommo Pontefice Benedetto XIV (26.06.1749) // The Holy See : website. URL: https://www.vatican.va/content/benedictus-xiv/it/documents/enciclica--i-apostolica-constitutio--i---26-giugno-1749--richiam.html (дата обращения: 26.04.2025).
7. Ecumenism // Encyclopedia Britannica. URL: https://www.britannica.com/topic/ecumenism (дата обращения: 14.04.2025).
8. Victorinus Petavionensis, s. Victorini Episcopi Petavionensis et martyris Scholia in Apocalypsin beati Joannis // Patrologiae cursus completus (Series Latina - PG) / ed. J.-P. Migne. T. 5. Paris, 1844. Col. 317-344.
Список литературы
1. Антихрист : (из истории отечественной духовности) : антология / сост. коммент.: А. С. Гришина, К. Г. Исупова. Москва : Высшая школа, 1995. 415 с.
2. Гридчин А. В. Основные концепции цивилизационных различий в современном католическом и протестантском дискурсах // Труды Белгородского государственного технологического университета. Серия 6. История, философия. 2021. № 1 (245). С. 175-180.
3. Гурьянова Н. С. Идея «Третьего Рима» у защитников старого обряда в XVII в. DOI: https://doi.org/10.18522/2500-3224-3-72-85 // Новое прошлое = The New Past. 2023. № 3. С. 72-85.
4. Исаев С. А. Какие религиозные течения следует считать предшественниками Реформации? DOI: https://doi.org/10.51255/2311-603X_2021_4_148 // Петербургский исторический журнал. 2021. № 4 (32). С. 148-167.
5. Карасёв С. В., Малыгин А. Н. Историографические оценки и исторические уроки старообрядческого раскола XVII века. DOI: https://doi.org/10.21285/2415-8739-2023-4-107-115 // Известия Лаборатории древних технологий. 2023. № 4 (49). С. 107-115.
6. Куприянова И. В. Научно-исторические концепции раскола в интерпретациях старообрядческих теоретиков. DOI: https://doi.org/10.18101/978-5-9793-1674-1-59-66 // Старообрядчество : история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи : материалы VII Международной научно-практической конференции, Улан-Удэ, 17-18 ноября 2021 года. Улан-Удэ : Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 2021. С. 59-66.
7. Леонов А. М. Практика интерпретирования эсхатологических образов в условиях политической борьбы. DOI: https://doi.org/10.47132/2541-9587_2025_1_83 // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. 2025. № 1 (25). С. 83-94.
8. Лоуренс Д. Г. Апокалипсис / пер. с англ. А. М. Надежкина ; ком-мент. и прим. А. М. Надежкина. Нижний Новгород : Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2015. 191 с.
9. Мишачева И. Рецензия на: Price, D. H. (2020) In the Beginning Was the Image: Art and the Reformation Bible. New York: Oxford University Press. - 411 p. DOI: https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-1-315-323 // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2023. Т. 41, № 1. С. 315-323.
10. Поздеева И. В. Русское старообрядчество как объект научных интересов. DOI: https://doi.org/10.24412/2949-4001-2023-0065 // Старообрядчество. 2023. Т. 1, № 2. С. 5-13.
11. Прилуцкий А. М. Нарратив о восстановлении монархии в России и его представление в эсхатологическом дискурсе DOI: https://doi.org/10.47132/1814-5574_2023_3_269 // Христианское чтение. 2023. № 3. С. 269-276.
12. Смирнов М. Ю. Экуменизм в современной Европе: адаптация к секулярному обществу DOI: https://doi.org/10.31857/S0201708323040095 // Современная Европа. 2023. № 4 (118). С. 157-169.
13. Соловьев П. К. Из раскола в единоверие: мотивация религиозного выбора старообрядцев во второй половине XIX - начале XX века. DOI: https://doi.org/10.56621/27825884_2024_25_63 // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2024. № 2 (25). С. 63-78.
14. Сулимов С. И., Черниговских И. В. Социально-духовные причины возникновения концепции «Москва - третий Рим» // Культура и цивилизация. [Донецк], 2024. № 2 (20). С. 75-81.
15. Теория раскола: старообрядцы - это русские протестанты или всё-таки своего рода как бы католики? // Старая вера : сайт. URL: https:// ruvera.ru/articles/teoriya_raskola (дата обращения: 11.04.2025).
16. Титова Л. В. Противники церковной реформы об антихристовой сущности Патриарха Никона. DOI: https://doi.org/10.31518/2618-9100-2022-2-16 // Исторический курьер. 2022. № 2 (22). С. 251-259.
17. Юнг-Штиллинг И. Г. Победная повесть, или Торжество веры христианской. Санкт-Петербург : Морская типография, 1815. XVI, 450 с.
Sources
1. Bibliya: knigi Svyashchennogo Pisaniya Vetkhogo i Novogo Zaveta kanonicheskie [The Bible: the canonical books of the Holy Scriptures of the Old and New Testaments]. Chicago, Slavic Evangelical Society Publ., 1990, 1499, 10 p. (In Russian).
2. Andrew of Caesarea, Archbishop Apokalipsis s tolkovaniem Andreya Kesariiskogo [Apocalypse with the interpretation of Andrew of Caesarea]. Otdel rukopisei Rossiiskoi gosudarstvennoi biblioteki [Manuscript Department of the Russian State Library]. Fund 228, no. 63, II, 133 p. (In Russian).
2. Halley G. Bibleiskii spravochnik [Bible reference book]. St. Petersburg, Bible for Everyone Publ., 2004, 864 p. (In Russian).
3. Luther M. O Vavilonskom plenenii Tserkvi, ili v chem sostoit po prei-mushchestvu priroda, chislo i upotreblenie Tainstv [On the Babylonian captivity of the Church, or what is the nature, number, and use of the Sacraments]. O Vavilonskom plenenii Tserkvi [On the Babylonian Captivity of the Church]. St. Petersburg, St. Petersburg Martin Luther Society, St. Petersburg Christian University Publ., 2017, pp. 91-191. (In Russian).
4. Sbornik sochinenii protopopa Avvakuma i diakona Fedora Ivanova [Collected works of Archpriest Avvakum and Deacon Fyodor Ivanov]. Otdel ru-kopisei Rossiiskoi gosudarstvennoi biblioteki [Manuscript Department of the Russian State Library]. Fund 17, no. 966, 235 p. (In Russian).
5. Slovo o lzheprorokakh i lzheuchitelyakh [A word on false prophets and false teachers]. Klintsy, Fyodor Kartashev Publ., 1786, 60 p. (In Russian).
6. Benedetto XIV Enciclica Apostolica Constitutio del Sommo Pontefice Benedetto XIV (26.06.1749). The Holy See Website. (In Italian). Available at: https://www.vatican.va/content/benedictus-xiv/it/documents/enciclica--i-apostolica-constitutio--i---26-giugno-1749--richiam.html (accessed: 26.04.2025).
7. Ecumenism Encyclopedia Britannica (In English). Available at: https://www.britannica.com/topic/ecumenism (accessed 14.04.2025).
8. Victorinus Petavionensis, s. Victorini Episcopi Petavionensis et martyris Scholia in Apocalypsin beati Joannis // Patrologiae cursus completus (Series Latina - PG) / ed. J.-P. Migne. T. 5. Paris, 1844. Col. 317-344. (In Italian).
References
1. Antikhrist [Antichrist]. Moscow, Vysshaya Shkola Publ., 1995, 415 p. (In Russian).
2. Gridchin A. V. Osnovnye kontseptsii tsivilizatsionnykh razlichii v sovremennom katolicheskom i protestantskom diskursakh [Basic concepts of civilizational differences in modern Catholic and Protestant discourses]. Trudy Belgorodskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. Seriya 6. Istoriya, filosofiya [Proceedings of the Belgorod State Technological University. Series 6. History, Philosophy]. 2021, no. 1 (245), pp. 175-180. (In Russian).
3. Guryanova N. S. Ideya “Tret’ego Rima” u zashchitnikov starogo obryada v XVII v. [The idea of the “Third Rome” among the defenders of the old rite in the 17th century]. Novoe proshloe / The New Past [The New Past]. 2023, no. 3, p. 72-85. (In Russian). DOI: https://doi.org/https://doi.org/10.18522/2500-3224-3-72-85.
4. Isaev S. A. Kakie religioznye techeniya sleduet schitat’ predshestven-nikami Reformatsii? [Which religious movements should be considered the predecessors of the Reformation?]. Peterburgskii istoricheskii zhurnal [Petersburg Historical Journal]. 2021, no. 4 (32), pp. 148-167. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.51255/2311-603X_2021_4_148.
5. Karasev S. V., Malygin A. N. Istoriograficheskie otsenki i istoricheskie uroki staroobryadcheskogo raskola XVII veka [Historiographic assessments and historical lessons of the Old Believer schism of the 17th century]. Izvestiya Laboratorii drevnikh tekhnologii [News of the Laboratory of Ancient Technologies]. 2023, no. 4 (49), pp. 107-115. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.21285/2415-8739-2023-4-107-115.
6. Kupriyanova I. V. Nauchno-istoricheskie kontseptsii raskola v inter-pretatsiyakh staroobryadcheskikh teoretikov [Scientific and historical concepts of the schism in the interpretations of Old Believer theorists]. Materialy VII nauchno-prakticheskoi konferentsii “Staroobryadchestvo: istoriya i sovremennost’, mestnye traditsii, russkie i zarubezhnye svyazi” [Proceedings of the 7th International Scientific and Practical Conference “Old Believers: Past and Present, Local Traditions, Russian and Foreign Connections”]. Ulan-Ude, Dorzhi Banzarov Buryat State University Publ., 2021, pp. 59-66. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.18101/978-5-9793-1674-1-59-66.
7. Leonov A. M. Praktika interpretirovaniya eskhatologicheskikh obraztsov v usloviyakh politicheskoi bor’by [Practice of interpreting eschatological images in the context of political struggle]. Trudy kafedry bogosloviya Sankt-Peterburgskoi dukhovnoi akademii [Works of the Department of Theology of the St. Petersburg Theological Academy]. 2025, no. 1 (25), pp. 83-94. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.47132/2541-9587_2025_1_83.
8. Lawrence D. G. Apokalipsis [Apocalypse]. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky Publ., 2015, 191 p. (In Russian).
9. Mishacheva I. Retsenziya na: Price, D. H. (2020) In the Beginning Was the Image: Art and the Reformation Bible. New York: Oxford University Press. - 411 p. [Review of: Price, D. H. (2020) In the Beginning Was the Image: Art and the Reformation Bible. New York: Oxford University Press. -411 p.]. Gosudarstvo, religiya, Tserkov’ v Rossii i za rubezhom [State, Religion, Church in Russia and Abroad]. 2023, vol. 41, no. 1, pp. 315-323. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.22394/2073-7203-2023-41-1-315-323.
10. Pozdeeva I. V. Russkoe staroobryadchestvo kak ob’’ekt nauchnykh interesov [Russian Old Believers as an object of scientific interests]. Staroobryadchestvo [Old Believers]. 2023, vol. 1, no. 2, pp. 5-13. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.24412/2949-4001-2023-0065.
11. Prilutsky A. M. Narrativ o vosstanovlenii monarkhii v Rossii i ego predstavlenie v eskhatologicheskom diskurse [Narrative of the restoration of the monarchy in Russia and its representation in eschatological discourse]. Khristianskoe chtenie [Christian Reading]. 2023, no. 3, pp. 269-276. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.47132/1814-5574_2023_3_269.
12. Smirnov M. Yu. Ekumenizm v sovremennoi Evrope: adaptatsiya k sekulyarnomu obshchestvu [Ecumenism in modern Europe: adaptation to a secular society]. Sovremennaya Evropa [Modern Europe]. 2023, no. 4 (118), pp. 157-169. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.31857/S0201708323040095.
13. Soloviev P. K. Iz raskola v edinoverie: motivatsiya religioznogo vybora staroobryadtsev vo vtoroi polovine XIX - nachale XX veka [From schism to uniformity: motivation of the religious choice of Old Believers in the second half of the 19th - early 20th century]. Trudy Saratovskoi pravoslavnoi dukhovnoi seminarii [Works of Saratov Orthodox Theological Seminary]. 2024, no. 2 (25), pp. 63-78. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.56621/27825884_2024_25_63
14. Sulimov S. I., Chernigovskikh I. V. Sotsial’no-dukhovnye prichiny vozniknoveniya kontseptsii “Moskva - Tretii Rim” [Social and spiritual reasons for the emergence of the concept of “Moscow is the Third Rome”]. Kul’tura i tsivilizatsiya [Culture and Civilization]. Donetsk, 2024, no. 2 (20), pp. 75-81. (In Russian).
15. Teoriya raskola: staroobryadtsy - eto russkie protestanty ili vsetaki svoego roda kak by katoliki? [The theory of schism: are Old Believers Russian Protestants or still a kind of Catholics?]. Sait Staraya vera [Website Old Faith]. (In Russian). Available at: https://ruvera.ru/articles/teoriya_raskola (accessed: 11.04.2025).
16. Titova L. V. Protivniki tserkovnoi reform ob antikhristovoi sushchnosti Patriarkh Nikona [Opponents of church reform on the antichrist essence of Patriarch Nikon]. Istoricheskii kur’er [Historical Courier]. 2022, no. 2 (22), pp. 251-259. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.31518/2618-9100-2022-2-16.
17. Jung-Stilling I. G. Pobednaya povest’, ili Torzhestvo very christianskoi [Victorious story, or the triumph of Christian Faith]. St. Petersburg, Morskaya Typographia Publ., 1815. XVI, 450 p. (In Russian).
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Copyright (c) 2025 Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.